Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Зенитчики рассказали об особенностях работы ЗРК «Тор-М2» в зоне СВО
Мир
В ООН заявили, что число погибших и раненых в секторе Газа достигло 5% населения
Происшествия
В ДТП в Хабаровском крае погибли четыре человека
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении 12 БПЛА ВСУ над регионами РФ за ночь
Мир
Эксперт назвала вывод войск США из Нигера концом неоколониальной эпохи
Мир
Можин обвинил МВФ в финансировании терроризма из-за поддержки Киева
Мир
Количество погибших при обрушении магистрали в провинции Гуандун выросло до 36
Мир
СМИ сообщили о смерти еще одного источника утечек о проблемах самолетов Boeing
Армия
Морпехи группировки «Днепр» уничтожили диверсантов ВСУ на острове в дельте реки
Культура
Режиссер Франко рассказал о важности фильмов о ментальном здоровье
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Армия
Снайперы группировки «Центр» уничтожили группу пехоты ВСУ на авдеевском направлении
Общество
Порочащие честь интернет-страницы предложили блокировать до суда
Армия
Российские танкисты огнем прямой наводкой уничтожили опорный пункт ВСУ
Культура
Главный приз музыкального фестиваля «Дорога на Ялту» отправится в Китай
Армия
Разведчики с помощью ПТРК «Корнет» уничтожили украинский дрон типа «Баба-Яга»
Мир
Украинский хакер Васинский получил в США 13 лет тюрьмы за киберпреступления

В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

Творчество Максимилиана Волошина соседствует с китайскими вазами и восточными реликвиями
0
В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На антресольном этаже Центрального дома художника открылась выставка «Тайнопись Универсума». Представлены работы Максимилиана Волошина и художников группы «Амаравелла» — Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

В экспозицию прекрасно вписались бы гималайские этюды Николая Рериха — именно по его инициативе в 1927 году прошла первая выставка русских художников-космистов в США. Тогда же появился манифест «Амаравеллы» (название группы расшифровывается по-разному: «несущий свет», «творческая энергия», «всходы бессмертия»). В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

Идея, объединяющая художников этого сообщества, гласит: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира».

Воплощалась эта идея на первый взгляд довольно незатейливо: степные пейзажи, застывшая гладь озер или горные пики на горизонте, полуфантастические композиции с планетами и кометами. «Валаам. Струги» или оранжевый «Закат», изображения дольменов или Коктебеля кисти Смирнова-Русецкого — картины про тишину, столь же земную, сколь и космическую.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

Однако в живописном, как и в научном космизме, советская власть видела для себя угрозу. Ученый Александр Чижевский за «контрреволюционную» деятельность на восемь лет попал в лагеря и затем еще на четыре — в Караганду на поселение. Художники-космисты тоже прошли через аресты и ссылки.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

В 1929 году состоялась последняя выставка «Амаравеллы», в 1930 году была арестована Вера Пшесецкая (Руна) — член объединения с 1923 года. Из ее художественного наследия сохранилось лишь пять портретов. Тогда же оказался в заключении Александр Сардан — выйдя на свободу он практически оставил живопись.

Член объединения Сергей Шиголев стал мультипликатором, но в 1942 году был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вел в советские годы глава группы Петр Фатеев. Борис Смирнов-Русецкий, чьих работ на выставке в ЦДХ больше всего, был арестован в 1941 году за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.», лагеря отняли у него 10 лет жизни. Он, правда, дожил до персональных выставок в России и за рубежом, был председателем Московского рериховского общества.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

Шесть акварелей Максимилиана Волошина — самые известные работы выставки. В сопоставлении с живописью Смирнова-Русецкого сразу видно, что стиль и идеи коктебельского затворника оказали на «Амаравеллу» решающее влияние.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

Воздействие восточного искусства на русских космистов, напротив, кажется не таким очевидным — представлены храмовая курительница для благовоний и парные китайские вазы с эмалевыми воинами и охотниками, белая статуэтка Будды и синие панели с картинами в технике перегородчатой эмали, японские, вышитые по шелку хризантемы и свитки с павлинами.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

— Многие из русских художников-космистов обращались к идеям Востока, к тибетской философии, буддизму. Рерих искал Шамбалу, все увлекались идеями связи с космосом и подпитки его энергией. Поэтому Будда, мандалы и работы Смирнова-Русецкого сложились в один культурный код, хотя и без прямых аналогий, — сказала «Известиям» Галина Сидоренко, один из кураторов выставки.

Выставка открыта до 8 апреля.В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

В ЦДХ проследили буддийские корни русского космизма

Комментарии
Прямой эфир