В «Единой России» произошел раскол по запрету на недвижимость

Обсуждение законопроекта о запрете чиновникам иметь недвижимость и счета за рубежом вылилось в конфронтацию двух политических лагерей в Государственной думе. Причем оба лагеря представляют фракцию «Единая Россия».
— За жесткий закон выступают приверженцы Владимира Путина, большинство из них — представители «Общероссийского народного фронта», — рассказал «Известиям» источник в Государственной думе. — Они выбрали политическую карьеру, не имея бизнеса и крупных доходов. Противники законопроекта в основном считаются «медведевскими». У многих из них имеется заграничная недвижимость или бизнес за рубежом, им есть что терять.
Стараниями лагерей в Госдуме появились два законопроекта. Первый пришел из Кремля и предполагает только запрет на зарубежные счета и активы иностранных компаний. Второй, внесенный одним из лидеров ОНФ, Вячеславом Лысаковым, налагает вето также на заграничную недвижимость. Источник «Известий» уверяет, что в последнее время Владимир Путин склоняется в пользу этого варианта.
Существование борьбы между депутатами подтверждает и единоросс Александр Сидякин.
— Есть определенные дискуссии, борьба идет, фамилии называть по этическим соображениям не стану. Не совсем понятно, каким образом можно, не нарушая Конституцию, ограничить депутатов в покупке зарубежной недвижимости. Пока что единственный вариант связан с ужесточением отчетности и декларированием собственности, — считает Сидякин.
Член комитета по труду Валерий Трапезников полагает, что в конечном итоге видоизменить придется и президентскую, и депутатскую редакцию законопроекта.
— На фракции мы пока не обсуждали, в каком виде стоит принять инициативу. Могу сказать, что рядовые граждане, с которыми я регулярно общаюсь, поддерживают более жесткую версию законопроекта. Но я думаю, что в чистом виде его не примут. Есть вероятность, что президентскую версию ужесточат, введут более серьезную отчетность или новые ограничения, — рассуждает Трапезников.
При этом парламентарий не отрицает, что у законопроекта его коллег есть недочеты.
— Некоторые депутаты раньше работали за границей, у них осталось там имущество. Думаю, президент решил это учесть, — полагает Трапезников.
Благодаря мерам, предпринимаемым депутатами и президентом, в Думе запустился процесс ротации.
— В седьмой Думе будет меньше бизнесменов. И я рад, что некоторые уже сейчас решили сдать мандаты. Это касается и исполнительной власти. Когда человек идет в губернаторы от дотационного региона, а у него замки за
границей, это тяжело объяснить избирателям, — объясняет депутат.
Олимпийская чемпионка, депутат от «Единой России» Ирина Роднина считает нормальным, что люди, служащие государству, должны принимать ограничения, так что запрет даже на иностранную недвижимость она не считает излишним.
— Люди могут зарабатывать, и это нормально, — говорит она «Известиям». — Но в любом государстве есть ограничения, которые касаются госчиновников. И это тоже нормально, никакой беды нет. Просто человек будет понимать: он идет на работу не для того, чтобы решить проблемы, а служить государству.
При этом Роднина не смогла ответить, будет ли она голосовать за этот законопроект или против, — она решит это после того, как документ будет подготовлен к голосованию.
Политологи не верят, что парламентарии действительно выступят за более суровые ограничения. Генеральный директор Института национальной стратегии Роман Карев уверен, что, несмотря на решимость отдельно взятых чиновников, ограничения на зарубежную недвижимость не вступят в силу.
— Линия партии не состоит в полном очищении от заграничной
собственности. Это был перегиб. А
людям, которые настаивают на чрезвычайных мерах, скоро
укажут их место. Будут, конечно, отдельные скандалы типа
случая с Пехтиным, но единичные, потому что владение
недвижимостью за границей в российском истеблишменте, значительная часть
которого состоит в «Единой России», является практически повсеместным, — отмечает Карев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что острота конфликта между единороссами со временем спадет. Политолог уверен, что жесткие запреты невыгодны чиновникам.
— Жесткий вариант выгодно позиционирует ОНФ перед потенциальными избирателями. Единороссы, выступающие за мягкий вариант, поняли, что выборы пройдут в 2016 году, а собственности придется лишаться сейчас. Антикоррупционная борьба невозможна без кампанейщины, — считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Осенью 2012 года, как только депутаты сообщили о намерении запретить чиновникам зарубежную недвижимость, премьер-министр Медведев заявил, что это «бессмысленная мера, которая не укрепит госслужбу».
В декабре в тексте послания Федеральному собранию Владимир Путин предложил жестко ограничить чиновников в их привязанности к загранице, вплоть до введения запрета на иностранные активы.