Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Иван III вернулся в Кремль

На выставке «Великий князь Иван III» о первом русском государе рассказывают иконы, монеты, книги и утварь
0
Иван III вернулся в Кремль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Одностолпной палате патриаршего дворца Московского Кремля открылась выставка «Великий князь Иван III». Экспозицию назвали по имени правителя, однако его личность практически не видна: речь идет не о конкретном человеке, а об эпохе второй половины XV — начала XVI века.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

— Во-первых, мы не ставили задачи показать личность Ивана III, поскольку считаем, что она раскрывается в его деяниях, — сказала «Известиям» куратор выставки Татьяна Самойлова. — Во-вторых, личные вещи Ивана III просто не сохранились: у нас нет посуды, которой он пользовался, или, например, его одежды, или сапог.Иван III вернулся в Кремль

Иван III чувствовал себя наследником византийских государей и вводил в свой бытовой и ритуальный обиход символы павшей под ударами турок Византийской империи. В разделе «Византийское наследие и личное благочестие государя» показывают мощевики, нательные кресты великого князя и членов его семьи. Для современников великолепие этих реликвий было самым зримым доказательством «семейного единства и братства» с императорами. А уж когда Иван III женился на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина, эстафета была перенята окончательно.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Кстати, именно с Софьей Палеолог на Русь приехал один из экспонатов выставки — «Корсунский крест».

— Он имеет католическую форму, — комментирует Татьяна Самойлова, — и показывает, что в Риме надеялись через жену Великого князя влиять на Русь. С этим крестом Софья должна была въехать в Кремль, но Иван III выслал навстречу послов, которые заставили убрать крест в обоз. Затем он хранился в Успенском соборе, почитался и участвовал в крестных ходах.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Католический крест можно сравнить со стоящим рядом православным — это «Киликиевский крест» с резными вставками из кости: рельефно изображены византийские святые властители Константин и Елена, а под ними — святые русские князья Владимир, Борис и Глеб. Их считали и «сродниками по плоти», и первыми молитвенниками о победах русского оружия.

— Именно с этим крестом Иван III ходил в свой первый поход на Казань, когда под его знамена встали многие княжества. Потом он оставался в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, и оттуда Иван IV Грозный взял эту дедовскую святыню в победоносный поход на Казанское ханство, — рассказала Татьяна Самойлова.

Выставка в целом производит впечатление церковной, а не светской: обилие икон, в том числе больших храмовых, чаши и кадила, рукописные священные книги.Иван III вернулся в Кремль

Иван III, с одной стороны, явно был любителем и ценителем иконописи, с другой стороны, проводил собственную «культурную политику»: заказывал храмовую живопись и иконы для храмов в отдаленных уголках государства, чтобы обеспечить его единство не только в политическом, но и в культурном плане.

Так, по его заказу появились знаменитые фрески Ферапонтова монастыря и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Теперь экспонаты на выставку привезли в том числе из Вологды и Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Целый раздел выставки посвящен собиранию русских земель вокруг Москвы. Татьяна Самойлова рассказала «Известиям» о маленьком, но самом красноречивом экспонате — «угорском» золотом (своих золотых денег на Руси до этого не было, и за образец взяли венгерские). Монета, отчеканенная Иваном III в честь своего восшествия на престол, сохранилась в единственном экземпляре. По кругу идет надпись: «Великий князь и государь всея Руси».Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Экспозиция рассказывает также об утверждении независимости Русской церкви от Константинополя и о строительстве Кремля итальянскими архитекторами. Фрагменты колонн с резными украшениями напоминают о возведении при Иване III Успенского и Благовещенского соборов и Грановитой палаты, превращении Кремля в крепость европейского типа. И хотя Одностолпная палата патриаршего дворца, где расположилась сама выставка, появилась позже, можно сказать, что Иван III вернулся в построенный им самим Кремль.

Выставка продлится до 14 июля.Иван III вернулся в КремльИван III вернулся в Кремль

Комментарии
Прямой эфир