Всем известна короткая притча о пчелах и мухах, по-разному видящих цветы и все прочее на лугу. Так и в информационном поле: по реакции на знаковые события можно определить, кто работает, а кто просто жужжит. Подтвержденное право регионов самим выбирать порядок избрания главы республики или губернатора — очень даже подходит для проверки зрения.
Никто даже и не сомневался, что снова будут крики об удушении демократии и наступлении чуть ли не диктатуры. Хотя налицо как раз расширение прав субъектов федерации, то есть развитие федерализма. А это одно из высших проявлений демократии, учитывающей права национальных меньшинств и региональных сообществ.
Мнение национальных республик в составе России, собственно, и лежит в основе законопроекта. А что касается позиции Кремля, то президент России однозначно высказался за прямые выборы. Но это там, где созрели условия, как в столичных регионах. Мнение столичных жителей учли при предыдущей правке законодательства, но после этого противоречия и болезненная реакция проявились в регионах, в том числе республиках со сложным национальным составом.
Чтобы кризисы случались реже и разрешались бы по закону, в ходе прописанных цивилизованных процедур, необходимо право региона на выбор формы избрания главы. Ведь никто из критиков не возмущался, когда такое право выбора предоставили городам — выбирать мэров напрямую или назначать глав администрации. Если же сравнивать с западными образцами, то в одних странах, как в США, губернаторов выбирают, а в других, как в ФРГ, правительства регионов формируют парламенты земель. А у нас в стране разброс условий и разнообразие культур намного больше, и мы готовы использовать оба варианта. Разве это не расширение выбора и прав конкретных сообществ и меньшинств?
Самая громкая из озвученных претензий: слишком частое изменение законодательства. Год назад ввели прямые выборы, а теперь снова Кремль меняет процедуру. Опять уточним: федеральная власть не меняет правила, а, наоборот, децентрализует — отказывается от этого права в пользу регионов. И сам по себе быстрый отклик парламента на сложную ситуацию в регионах — это признак работающей демократии.
Это в 1990-х годах федеральные законы были лишь ширмой для решения вопросов по понятиям. Десятилетие ушло на восстановление порядка и управляемости. Мировой кризис и исчерпание советского наследства делают востребованными законные пути разрешения противоречий. А раз так, то и поправки к законам, инициативы с мест возникают чаще. Именно этот факт мы и наблюдаем воочию. Впрочем, эти первоцветы видны только тем, кто работает, расчищает пути для развития страны. А кто-то замечает только мусор из тающих сугробов.