Суббота, 29 апреля 2017
3 апреля 2013, 00:01 Юлия Козленкова

Москва продает дирижабли Лужкова

Аппараты, на закупку которых при бывшем мэре город потратил около 120 млн рублей, не смогли реализовать свой туристический потенциал

Фото: kartadohoda.ru

Москва продает шесть огромных дирижаблей, закупленных городом при Юрии Лужкове. Об этом рассказал «Известиям» первый заместитель гендиректора дирекции Московского транспортного узла Виктор Еремин. По его словам, бывший градоначальник приобрел аппараты в том числе для того, чтобы «развивать туристические полеты над Москвой». Согласно документации мэрии, на летательные аппараты в общей сложности в свое время потратили около 120 млн рублей. Столичные депутаты предлагают продать «лужковское наследие» Подмосковью, где небо открыто для полетов.

Как пояснил Виктор Еремин, «эти дирижабли пролежали никому не нужные, и сейчас их распродают». Отметим, что у Юрия Лужкова были большие планы по использованию «воздушных кораблей»: патрулирование МКАД, борьба с пробками и перевозка пассажиров. Предлагалось даже спасать утопающих с помощью дирижаблей — мэр говорил, что «в случае обнаружения места несчастного случая специалист может прыгнуть в воду и помочь тонущему». 

Частично реализован был только один проект — авиаотряд специального назначения московского ГУВД получил в распоряжение два дирижабля Au-12 — 34-метровые аппараты, способные развивать скорость до 100 км/ч, и два аэростата Au-17. Дирижабли несколько раз появились над кольцевой автодорогой, но вскоре перекочевали в ангары КБ Мясищева в подмосковном Жуковском.

Два дирижабля последнего поколения Au-30 (длина — 55 м, максимальная скорость — 110 км/ч) были закуплены компанией «АэроСкан», дочерним предприятием РАО «ЕЭС России», для сканирования линий электропередач. Аппараты Au-30 вместе с «милицейскими» Au-12 и Au-17 фигурируют в постановлении правительства Москвы «О передаче авиационной техники на баланс Государственного учреждения города Москвы «Московские авиационные услуги» от 24 июня 2008 года. В документе суммарная стоимость летательных аппаратов оценивается в 120 млн рублей. Все дирижабли были произведены воздухоплавательным центром «Авгуръ».

Как рассказал «Известиям» источник в мэрии, возможными покупателями могут стать китайские производители летательных аппаратов, у которых нет собственных технологий выпуска дирижаблей.

По мнению профессора МАИ Юрия Пугачева, возможность дальнейшего использования дирижаблей зависит от того, в каких условиях они хранились.

— Дирижабли должны храниться в эллингах — специальных ангарах, в надутом виде, хотя можно немного спустить давление. Если оболочку полностью спускают, надо подвергать ее особенно тщательной диагностике перед последующим использованием, — пояснил Пугачев.

Он добавил, что экспертизой перед продажей аппаратов должен заниматься не производитель, а независимая организация.

Депутат Мосгордумы, кандидат технических наук Александр Крутов поддерживает желание властей избавляются от непрофильных активов. 

— Городу не нужны расходы на охрану, чистку и хранение этих дирижаблей, а покупатели найдутся, тут возможны разные варианты: продажа по частям или целиком, — говорит эксперт. — Но для организации, которая раньше дирижаблями не занималась, возникнет проблема: аппарат должен быть привязан к комплексу обслуживания полетов — нужен ангар, газгольдеры (крупные резервуары для хранения газа), причальные мачты.

По мнению Крутова, аппараты можно использовать для полетов вне города — показывать туристам виды Москвы, а вот получить разрешение на полеты непосредственно над городом практически невозможно.

Крутов считает, что идея патрулирования МКАД всё еще актуальна, но лучше использовать другие аппараты.

— Для патрулирования дорог больше подойдут беспилотные летательные аппараты, в том числе беспилотные дирижабли: во-первых, они меньше, во-вторых, могут находиться в воздухе значительно дольше, — пояснил Крутов. — Эти машины радиоуправляемые и работают по заданной программе.

Это не первое начинание Лужкова, от которого отказываются нынешние столичные власти. Так, в октябре 2010 года мэрия отвергла идею разгонять снеговые облака на подходе к столице. Напомним, что Лужков предлагал таким образом «осадить снег за пределами Москвы». Около года назад город также отказался от планов по реконструкции гостиницы «Россия» в центре столицы: на этом месте было разрешено разбить парк.

Наверх

Мнения

Наверх