Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Крыму призвали Запад остановить идущие на Украину эшелоны с оружием
Мир
Келлог пообещал России жесткие санкции при отсутствии прогресса по Украине
Мир
Макрон заявил о понимании Киевом невозможности возврата территорий
Общество
В Госдуме предложили ввести квоты на рабочие места для ветеранов боевых действий
Мир
РФ и Никарагуа подпишут соглашение о военном сотрудничестве в 2025-м
Мир
В ЕП сочли необходимым прекратить агрессивную политику ради переговоров
Мир
Захарова высмеяла публикации о якобы деталях участия РФ в переговорах в Стамбуле
Мир
В Пентагоне допустили прямое противостояние США и РФ из-за Украины
Мир
Кандидату в президенты Португалии Вентуре стало плохо во время выступления
Происшествия
В Дагестане более 50 сел остались без дорожного сообщения из-за обвала скалы
Мир
Защита Гуцул оспорила продление ей домашнего ареста
Общество
Жителя Кузбасса арестовали за призыв к теракту в День Победы
Экономика
Стоимость «квадрата» новостроек массового сегмента в Москве выросла почти на 6%
Мир
FT узнала о планах ЕС по повышению пошлин на сельхозпродукцию с Украины в июне
Армия
ВС России поразили танк Leopard около Степановки на донецком направлении
Экономика
Банки стали требовать для разморозки счета приходить в офис с родней
Мир
AFP cообщило о согласовании послами стран ЕС 17-го пакета санкций против России

Гильдия операторов отметила артхаусное «Искупление»

На церемонии вручения премии «Белый квадрат» вспоминали о преимуществе пленки перед цифрой
30
Гильдия операторов отметила артхаусное «Искупление»
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Песня
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве в десятый раз прошла церемония вручения премии «Белый квадрат». Придуманная когда-то Анной Михалковой и продюсером Максимом Королевым, эта премия вручается операторам: представителям самого сплоченного, талантливого, профессионального и конвертируемого цеха российских кинематографистов.

Главный приз жюри под председательством Дмитрия Долинина присудили Геннадию Карюку, который снимал, в частности, и многие фильмы Киры Муратовой.

Пять операторов-номинантов были на сей раз будто специально подобраны для того, чтобы продемонстрировать возможности старой и новой школы: 33-летний Денис Аларкон за фильм «Шпион» по Акунину (режиссер Алексей Андрианов), в котором Москва явлена такой, какой она могла бы стать, но не стала. 76-летний Геннадий Карюк за «Искупление» Александра Прошкина по повести Фридриха Горенштейна. 58-летний Юрий Райский за «Орду» Андрея Прошкина. Сергей Мачильский, которому в этом году исполнится 52, номинировался за поэтический «амаркордообразный» фильм Георгия Параджанова «Все ушли». Его ровесник Сергей Трофимов — единственный из всего списка, выдвинутый на не за арт-проект, а за блокбастер, «Август восьмого».

Признание профессионалов — все-таки серьезная компенсация за то, что «Искупление» Прошкина-старшего, как и почти любую артхаусную российскую картину, фактически никто из зрителей не увидел ($ 40 тыс. сборов в прокате). В этом вообще особенность отечественных премий: когда вручается «Оскар», все понимают, о чем именно идет речь. Когда любая из наших профессиональных наград — в курсе, как правило, только посвященные. Но на празднике об этом невеселом факте пытаются не вспоминать.

А юбилейный «Белый квадрат» действительно оказался праздником. Художник Игорь Гурович и режиссер Алексей Агранович «скреативили» образцово-показательную церемонию: остроумную, изобретательную, лаконичную. По бокам сцены, в «карманах», разыгрывалось действие, которое тут же проецировалось на большой экран: и идеально иллюстрировало слова ветерана российской кинооператорской школы Николая Немоляева о том, что действительность перед камерой и та же самая действительность на экране идентичными не бывают. «Бойтесь реализма, это — страшная вещь!» — предостерегал молодых Немоляев.

А самый трогательный момент, который обычно приберегают под конец, на этой церемонии случился в самом начале: на сцену вынесли огромный, многократно увеличенный в масштабе приз «Белый квадрат», сообщили, что он вручается операторскому факультету ВГИКА, и попросили выпускников разных лет подняться на сцену.

«Я думал, сейчас все операторы выйдут и в зале вообще никого не останется», — пошутил Алексей Агранович. Но зал остался заполненным: поболеть за операторов пришли многие. Ведь далеко не только актеры считают, что с этим цехом важно поддерживать хорошие отношения. 

Самый длинный, ностальгический, щемящий ролик в тот вечер предшествовал вручению премии имени Сергея Урусевского — за вклад в операторское искусство. Ее удостоился Николай Немоляев, снявший «Покровские ворота», «Обыкновенное чудо», «Тайну черных дроздов», «Курьера», «Город зеро», «Цареубийцу» — всего несколько десятков картин за 75 лет жизни.

Нет, наверное, актера, который хотя бы раз в жизни не произнес бы фразу: «Главное в нашей профессии — дружить с оператором». На церемонии «Белый квадрат» было очень много известных артистов, и в тот момент, когда Немоляев держал свою благодарственную речь, на сцену выбежала Ирина Розанова — похоже, это была импровизация.

Розанова заговорила о том, что Немоляев — великий мастер эпохи кинопленки, и что молодым людям, снимающим и снимающимся на цифру, сейчас трудно даже понять, что это такое. «Тебе объясняют, что сантиметр пленки — это очень и очень дорого, а потому, когда прозвучит команда «Мотор!», ты должен собраться и выложиться — иначе твоя лажа останется навсегда», — вспоминала Розанова.

Сам же Николай Немоляев признался, что завидует молодым с их безграничными техническими возможностями: «Раньше только ленивый оператор не красил листья на деревьях перед съемкой, а теперь цветокоррекцией вы можете сотворить все…».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности