Алексей Шмаринов открыл окно в Абрамцево и Карелию

В Институте русского реалистического искусства выделили особый зал под выставку акварелей Алексея Шмаринова. 80-летний художник (экспозицию открывали в день его рождения) — один из «мастодонтов» реализма, действительный член Российской академии художеств, лауреат множества премий, в том числе Государственной премии РСФСР. Институт русского реалистического искусства почти все работы, представленные на выставке, приобрел в собственность несколько лет назад. В основном изображены Абрамцево и Карелия.
Слово «реализм» в данном случае вовсе не означает, что где-то в Абрамцево или в Карелии есть ровно те излучины рек, рощи или околицы, что изображены на акварелях Алексея Шмаринова. На природу он предпочитает выходить не с этюдником, а с альбомом для набросков, а в бытность моложе — с ружьем и охотничьей собакой.
— Я не работаю с натуры, — рассказал художник «Известиям». — Где бы я ни был — в Абрамцево, на Чукотке или в Карелии — во время прогулок делаю наброски карандашом: дом, или дерево, или еще что-то, что мне понравилось. Вернувшись домой, я фиксирую акварелью цветовое воспоминание: небо, земля, вода, облака. Потом откладываю это в сторону. Потом, прочитав хорошие стихи или услышав хорошую музыку, вспоминаю увиденное когда-то и иду в мастерскую, делаю набросок акварелью. Если он достоин увеличения, начинаю работать над большой акварелью.
Вся подготовительная работа остается за пределами итогового произведения. Здесь нет следов поиска и нет «пота», исправлений контуров или форм (акварель чаще всего и не дает такой возможности). По словам художника, он иногда сам не может понять, возвращаясь через месяцы к отложенным «неудачным» работам, почему «не согласился с ними» первоначально.
— Я собираю ощущения и чувства, пишу не то, что солнце светит справа, а тени идут налево, а фиксирую состояния души, — говорит Шмаринов.
На темных стенах выставочного зала ярко освещенные прозрачные акварели показали как открытые окна, через которые зрителю открывается заснеженная даль, горящий золотом и багрянцем осенний лес или другие «фирменные» уголки русской средней полосы. Вполне есенинские березы, некрасовские стога и тютчевские «бедные селенья» раз за разом предстают в зимнем, весеннем, осеннем вариантах.
Абрамцево для художника — в первую очередь место, близкое к тем лесам, где совершал свой подвиг преподобный Сергий Радонежский, куда приходил к нему за благословением на Куликовскую битву князь Дмитрий Донской. Впрочем, храмов на пейзажах немного: лишь одна работа целиком посвящена Троице-Сергиевой лавре. На остальных акварелях либо вовсе нельзя сказать, ступала ли здесь нога человека, либо хмурые деревеньки выглядят сонными, и купола над кровлями не золотятся.
Алексей Шмаринов — книжный график и живописец — не отрицает необходимости формальных поисков, но абстрактное искусство считает «одной из красок палитры художника, вырванной и выставленной напоказ».
— Реалистическое предметное искусство востребовано в мире и никогда не пропадало. Обратное ощущение пропагандируется и культивируется у нас в России, но мои традиционные выставки с интересом воспринимали и в Европе, и в США, и в экзотических странах вроде Эфиопии, — сказал Алексей Шмаринов «Известиям».
Кроме выставки в ИРРЯ к 80-летнему юбилею художника приурочена большая выставка в Академии художеств на Пречистенке — она откроется 9 апреля.
Выставка в Институте русского реалистического искусства продлится до 2 июня.