Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

«Я первым назвал Тэтчер «железной леди»

Старейший журналист «Известий» Мэлор Стуруа — о своих встречах с баронессой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 1976 году Маргарет Тэтчер заявила, что «русские имеют склонность к мировому господству». Тогда я в своей публикации в «Известиях» и назвал ее «железной леди». У меня при этом были две ассоциации — ее негибкость и образ «железного» канцлера Бисмарка. Чуть позже появилось много коллег-конкурентов, которые утверждали, что это выражение придумали они. В частности, об этом говорил и известный советский политобозреватель Валентин Зорин.

В 1980-е годы я был в Лондоне в команде Михаила Горбачева. Для делегации был организован прием, на котором я спросил госпожу Тэтчер: «Мы в СССР называем вас «железной леди», а как вы себя сами назовете?» Она ответила — дочерью бакалейщика. В действительности, ее отец был владельцем небольшой лавки.

На самом деле она и была «бакалейщицей» — и в общеанглийском, и в международном плане. То есть человеком, который надеется только на себя и свою способность выживать в трудных условиях.

Но что бы Тэтчер ни говорила о себе, она все равно была железной — и в отношении собственной партии, и соотечественников, и других международных лидеров. Она руководила знаменитой Фолклендской войной. Когда журналисты после британского триумфа стали спрашивать, действительно ли она была готова отдать приказ десанту высаживаться в Аргентине и доводить войну до победного конца? Она ответила: «Радуйтесь, что мы победили». И ушла. Журналисты побежали за ней. Она остановилась в дверях и еще раз сказала: «Радуйтесь, радуйтесь». 

Тэтчер разгромила английские профсоюзы. При ней безработица сильно возросла. Сняв всякие ограничения со свободного предпринимательства, она оставила без социальной защиты англичан. Естественно, они ее за это не очень любили. Признание к ней шло из-за рубежа.

В этом смысле она была в чем-то похожа на Горбачева. Она стала его крестной матерью — еще не будучи генсеком ЦК, он ездил в Англию встречаться с ней. И она сказала знаменитую фразу: «Мне понравился мистер Горбачев. Мы с ним можем делать вместе дела». Она его представила Рейгану.

После этого американский президент тоже стал проникаться доверием к Горбачеву и его перестройке. Потом он впервые посетил СССР. И сказал: «Доверяй, но проверяй». Что касается Тэтчер, то она только проверяла и никому не доверяла — ни своей партии, ни другим международным лидерам. 

Мало кто знает, что она была против воссоединения Германии. Она боялась, что Германия станет снова гегемоном в Европе. А это не могло пойти на пользу Англии.

Она была самым долгим лидером Консервативной партии — чуть ли не 15 лет. В самом начале своей карьеры она мне сказала, что не верит, что за время ее жизни премьер-министром Англии может стать женщина. А через шесть лет сама опровергла свое предсказание. Правда, после нее женщина в кресло главы британского кабинета не пробивалась.  

Она была неукротимой женщиной. Тэтчер как-то сказала журналистам: «Вы очень любите выражение U-turn (поворот на 180 градусов), а я никогда не предаю своих идей». Это чуть ли не стоило ей жизни. В 1984 году на съезде Консервативной партии в Брайтоне ирландские террористы совершили нападение на нее, и она чудом спаслась.

Последний раз я видел ее в июне 2004 года в США. Несмотря на то что к этому времени у нее было множество инсультов — от инсульта она и умерла, баронесса приехала на похороны Рональда Рейгана.

В истории их имена тесно связаны. Оба они были «рыцарями неограниченного свободного предпринимательства». Им принадлежит заслуга в том, что закончилась холодная война.

Комментарии
Прямой эфир