Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил разработать программу восстановления инфраструктуры Курской области
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
В Кремле заявили об отсутствии реакции США на удары Украины по энергообъектам РФ
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»

Скандальный художник — о проекте «Рамы» в галерее «Риджина»
32
Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

В московской галерее «Риджина» открылся выставочный проект Олега Кулика «Рамы». Пять инсталляций в разных техниках возвращают зрителя от перформансов, вторгающихся в повседневную жизнь, к искусству, помещенному в рамы. О том, что скрывается за экспонатами, Олег Кулик рассказал «Известиям».

— Вы известны перформансами, а теперь задумались о том, чего в перформансе нет, — о рамах.

— Рама возвращается — я возвращаю главное. Рама противостоит искусству, отделяет его от мира. Но с миром нужно соединиться. Граница внутреннего и внешнего требует внимания. Я много путешествовал по Востоку: там внешний мир заброшен, дети роются в помойках, зато все духовные, все молятся. А на Западе, в каком-нибудь Бонне, все злобные и угрюмые, зато на полсантиметра нельзя на дороге за разделительную полосу заехать. Нужна рамка, чтобы научиться уделять внимание и внутреннему миру, и внешнему. А то договориться нельзя, как глухому со слепым. Я впервые увидел, как важны рамы, когда меня в армии в унитаз головой макали. У всего есть чистая яркая рама, а в середине — вонючее нечто.

Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»— Зрителя встречает коридор из двух зеркал со светящимися рамами. Нужно войти между ними или смотреть снаружи?

— Эти рамы я привез с Тибета. Внутри — ад: яркий больничный свет, и ты видишь только себя, как ты расслаиваешься в этом многомерном коридоре. Не замечаешь ни мира, ни людей снаружи, ты зациклен на себе. А снаружи видна красивая бесконечность и находящиеся в самоослеплении люди внутри. На рамах — мантра будды мудрости: «Я рассеиваю неведение». Резьба — застывший священный огонь — рассекает тьму и страсти этого мира, рассеивает убеждение, что мир вертится вокруг твоего эго.

— Напротив «Черный квадрат» или еще одна рама?

— Людям кажется, что это «Черный квадрат», а это на самом деле белая рама. Малевич не мог еще ее увидеть сто лет назад, когда казалось, что мир на пороге ужасных событий. Но вот все они случились, мы уже в аду, в черном квадрате. Он ничего не символизирует, он просто есть вокруг нас. Надежда — это светлый нимб вокруг квадрата. Он тоже квадратный, потому что квадрат — символ земли. Малевич называл свой квадрат картиной без рамы, он сам не видел, что заложил гениальную интуицию в эту работу.

Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»— Вы сохранили особенности того квадрата — неровности, трещинки?

— Всю сентиментальность — трещинки всякие — мы убрали, но пропорции точно сохранили. Малевич не мерил углы, он просто рисовал, он же гений. Я уверен, что он делал просто квадрат, и не унижаю его до дурной метафизики, до неумения рисовать, не делаю из него идола. Это черный квадрат и ничего больше, он ничего не изображает — в этом и революция. Здесь белая рама «квадрата» — это икона, вся выставка ради нее сделана. 

— Революция «Черного квадрата» продолжается или закончилась?

— ХХ век, мировые войны, холокост, целина, Байкало-Амурская магистраль превратили человечество в выжженную пустыню. Никто никого не любит, никому не доверяет, мы видим из темноты мир как есть, не сообщаем теорий. И вдруг черный квадрат преображается и получает белую раму. Выход есть.

Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»— Напротив «Квадрата» — «Купол» из светящихся кругов и черных металлических конструкций.

— «Купол» — это точная копия геометрии каппадокийского катакомбного храма II века. Я сфотографировал со вспышкой — и стало не видно надписей, фигур святых, но остались нимбы, ниши, арки. Святые перестали изображать из себя святых: больше нет плоти и крови, слезящихся глазок, избитых тел. Вы возьмите фотографии из ГУЛАГа или Освенцима — вот где святые, вот где горе. А тут радость.

В центре купола — зияющая пустота. Вокруг — квадрат как символ земли, ромб как символ преображения и круг как символ неба. Люди там триста лет молились, это все наполнено смыслом. Были дух, вера, энтузиазм, но теперь это просто геометрия, не сакральная, а дизайнерская работа. Вот что осталось от христианства — потрясающий дизайн. Может, и был дух, но где он теперь — никто не знает.

Для меня высшая похвала — когда говорят, что это люстра, что она здесь всегда была. Она утягивает вверх: если вы час здесь простоите, у вас волосы на голове поднимутся.

Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»— Чернота с решеткой в форме иконы Богородицы в обрамлении фигурок танцующих девочек заставляет вспомнить о Pussy Riot.

— Для «Мадонны» я сделал почти 600 вариантов танцующих фигурок: девочки в юбочках, в масках... рисовал и лепил ручки, ножки... Потом бац — появились эти треугольник и шарик. При чем тут Pussy Riot? Чистый Малевич, супрематические крестьянки сошли с холста и пустились в пляс. Или моя дочка: она очень любит надевать цветные маски, пляшет и поет: «Богородица! Прогони тьму!». Это же дети, гормоны, это протест, вечное недовольство. У детей — неприятие скрытых намеков и глубоких смыслов, которые только старики знают. Старики ведь злые и плохо пахнут. А я говорю о молодости, которая придет в своих поисках к черной дыре и задумается, в чем смысл жизни. 

— Если казаки или православные активисты придут на выставку, они тут увидят все же Pussy Riot, а не вашу дочку.

— Мало ли кто придет: активисты, гомосексуалисты, феминисты, космонавты... Я уверен: когда вещь сделана качественно, с любовью, она ни у кого не вызовет протеста, хотя может вызвать разные толкования. Я могу ошибаться, но я никого не хочу оскорбить. Я вообще пуст — я самый пустой человек на свете. Я люблю красоту, люблю обрамления, я не лезу каждой девушке под юбку, даже если мне нравится, как они одеты. Какие ко мне претензии? Я не переспал ни с одним животным, но я фотографируюсь со всеми. Я изображаю, но я не являюсь этим. За что меня бить? Если бы я был политиком, сказал бы, что я против чего-то, тогда да. А я позитивный человек и всех люблю. Я никуда вас не призываю, не хочу возвращаться к тоталитарным или гламурным образам.

— Если поставить вентилятор, фигурки будут крутиться и танцевать.

— Выставку, где они будут танцевать, мы еще сделаем: с тенями и скелетиками, Dance Macabre, танцующие покойники, это вы угадали. Кругом веселье, дискотека, антидепрессанты, амфетамин, очарование — и пустота, смерть. А вечности нет, это чушь полная. Ребенок описался — вот тогда ты чувствуешь дыхание вечности.

Олег Кулик: «Это выставка про дыры. Я самый пустой человек на свете»— Напротив Мадонны активист с Манежки или с Болотной площади?

— Какой еще активист? Это человек в огне! Это человек, размазанный своими страстями о стену. «Мадонна» и «Бомбист» — это парные работы: на первой сакральное в обрамлении профанного, на второй — профанное, кощунственное в обрамлении сакрального, тысячи лампадок или, если хотите, сосцов, вечной женственности. Мы мечемся между протестом и обожествлением, у нас всегда — либо на колени, либо по морде. Я люблю храмы посещать: иногда исповедуюсь, иногда с бабульками ругаюсь. Однажды в подпитии представил, как человек бросает коктейль Молотова, и в дыму вокруг него словно разноцветные лампадки носятся.

— В ваши рамы и черные дыры можно что-то вставить?

— В мире нет того, что очень нужно, и где оно, я не знаю. Много теорий о конце истории или начале нового мира, но нет того, что раньше называлось Бог, справедливость, любовь. Черная дыра разрастается, и там должно что-то появиться. Я не думаю, что появится что-то хорошее. Нужны традиционные ценности, только не те, которые РПЦ отстаивает, а чтобы любить ближнего больше, чем самого себя, неважно, негр ли он, гомосексуалист или президент самой большой страны в мире. Все люди прекрасны и всё едино, все связаны друг с другом тысячей нитей. На этой выставке у меня ощущение, что я всё сказал и теперь могу умереть.

Выставка «Рамы» в «Риджине» открыта до 16 июня.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением