«Номер семнадцатый» становится первым

В Москве состоялась на неделю опередившая прокат премьера «Легенды № 17» — фильма о жизни Валерия Харламова, начиная с детства, когда он гостил в испанском
Бильбао, откуда родом его мать, до 25 февраля 1972 года — первого матча из
серии суперигр Россия–Канада. О картине наверняка будут много и горячо спорить,
но саму премьеру: то, какая публика собралась и как она принимала происходящее
на экране, — иначе чем триумфом не назовешь.
Свободных кресел в
большом зале «Октябрьского» не наблюдалось вообще: звезды кино, телевидения, спорта
сидели не на традиционных VIP-местах, а повсюду, включая ступеньки. Камеры,
которые всегда гоняются за медийными лицами, тут растерялись: слишком велика
оказалась концентрация объектов «охоты».
То, как вели представление группы продюсер фильма,
гендиректор студии «ТРИТЭ», Леонид Верещагин и режиссер Николай Лебедев, было явно рассчитано на людей, знающих кинопроцесс изнутри. И понимающих,
что пять лет работы над проектом — не фантастически большой срок. Что продюсерское кино — это не обязательно диктат режиссеру, а скорее помощь ему. Что много раз
переделанный сценарий — это нормально.
В результате финальный вариант написали
совсем молодые авторы: Николай Куликов, работавший с «ТРИТЭ» на «Шпионе», и
Михаил Местецкий — известный фестивальной публике как автор уморительно смешных
короткометражек.
Атмосфера, возникшая в зале во время просмотра, напоминала нечто среднее между театром и хоккейным матчем. Хлопали каждому забитому голу и каждой мощной актерской сцене.
Названный «Легендой № 17» — по номеру, под которым
выступал Харламов, — фильм в равной степени принадлежит и другому герою, тренеру
Анатолию Тарасову. Его сыграл Олег Меньшиков, вновь, как во всех лучших своих
ролях, доказавший, что равных ему и в мире можно пересчитать по пальцам.
Людям, плохо знающим хоккей (как я, например), трудно судить, сколько в том, что играет Меньшиков, от самого Тарасова — по фактуре на Тарасова вроде бы больше подходит Роман Мадянов, блистательно выступивший в роли тренера из Чебаркуля. Но Меньшиков играет любимую свою тему: абсолютного интроверта, героя-одиночки, живущего вопреки обстоятельствам, и делает это так, что спортивная драма поднимается до высот трагедии.
На разных этапах проекта на роль Харламова
намечались разные исполнители, но то, что в конечном итоге «номером 17» стал
Данила Козловский, сейчас кажется единственно правильным. Трудно
представить себе другого актера поколения 20-летних, который выдержал
бы психологический дуэт с Меньшиковым и плюс к тому убедительно смотрелся бы
на льду.
Лед — главная стихия этого фильма, и постановочно сцены, на
которых работала команда трудившегося на «Начале» и «2012» канадца Джоди Стесика, наверняка войдут и в историю, и в
учебники.
Тем важнее, что собственно хоккейная составляющая не нарушила общую структуру картины, которая держится на конфликте Харламова и
Тарасова — в первой части и противостоянии их обоих функционеру из
ЦК КПСС (Владимир Меньшов) — во второй.
Именно появление в сценарии персонажа
Меньшова позволило авторам пройтись по тонкой грани: между патриотизмом как
естественным чувством любого нормального человека и угарным ура-патриотизмом
агитки.
«Советский хоккей — это не личности, это система», — заявляет
герой Владимира Меньшова. «Система — ничто без личности, ее таланта, мужества,
одержимости», — утверждают своим фильмом авторы «Легенды № 17».
Это важное, мощно прозвучавшее высказывание заставляет забыть
многие огрехи фильма. И абсолютно «техническую», то и дело сбивающуюся на
фальшь, любовную линию. И испанские сцены, от которых веет театральностью в
дурном смысле слова. И
даже карикатурность канадцев, которых режиссер явно пытался зарифмовать с
крушащими все быками из испанского пролога к картине.
Говорят, внешний облик соперников советской сборной списывали с натуры, но достаточно посмотреть на фотографии той легендарной канадской команды, чтобы заметить: выражения тотального дебилизма на их лицах не было.
Чисто по-режиссерски — по
точности деталей эпохи, по выразительности каждого персонажа — работа Петра Буслова в
«Высоцком», на мой взгляд, сильнее. Но как целостное произведение «Легенда», думаю,
вызовет больший энтузиазм в профессиональном сообществе. А в том, что зрители
на этот фильм пойдут, после московской премьеры сомнений не остается.