Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Следователи приступили к осмотру места падения БПЛА ВСУ в Курске
Экономика
Bloomberg сообщило о приближении акций Microsoft к историческому максимуму
Армия
Российские военнослужащие рассказали подробности освобождения села Зеленое Поле
Мир
Грета Тунберг намерена посетить сектор Газа несмотря на блокаду Израилем
Происшествия
Во Владивостоке произошло два хлопка
Мир
Апелляционный суд США восстановил действие торговых пошлин Трампа
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» ВДВ уничтожили орудие и пункт управления дронами ВСУ
Мир
Ученые выразили беспокойство из-за возможного извержения вулкана в Италии
Армия
Танкисты показали кадры уничтожения подземного командного пункта ВСУ в ЛНР
Мир
Руководство Боснии и Герцеговины рассказало о застое в процессе вступления страны в ЕС
Интернет и технологии
Депутат Госдумы Немкин назвал условия для разблокировки YouTube в РФ
Интернет и технологии
Количество взломов ИИ-ассистентов с начала года выросло на 90%
Происшествия
В Якутии зафиксировали лесные пожары площадью более 2,7 тыс. га
Армия
Силы ПВО уничтожили 27 БПЛА ВСУ над Белгородской и Курской областями
Мир
Бэнкси скрыл местоположение своей новой работы с маяком
Мир
В Республике Сербской рассказали о заинтересованности в прямых авиарейсах в РФ
Мир
Неизвестные совершили нападение на нефтепровод Bicentenario в Колумбии

В Астрахани оправдали Бориса Годунова

Местный театр представил первую оперную постановку, созданную специально для нового здания
0
В Астрахани оправдали Бориса Годунова
Фото предоставлено Астраханским театром оперы и балета
Выделить главное
Вкл
Выкл

Астраханскую театральную стройку — бескомпромиссно большую и эклектичную — недаром сравнивали с ударными проектами советского Госплана. В городе, где столько руин, как будто вчера была война, этот новодел не только поражает глаз, но и поднимает дух: просто не верится, что гордая громада стоит не ради нефти, Олимпиады или религии, а ради классической музыки.

Оперная труппа, еще формирующаяся, живет в том же задорном советском аврале: пытается с нуля взять и освоить самый сложный, самый затратный театральный жанр в непривычном к нему городе.

Зал пока полупустой, даже на премьере. Бабушки в голос обсуждают роль Марины Мнишек в русской истории и ругают друг друга после звонких трелей мобильников. Но потом застывают и дивятся, глядя на Годунова в длинной тоге.

Театральное руководство, в основном состоящее из петербургских варягов, решило не пристраиваться к традиционным вкусам, а начать сразу с оригинального режиссерского спектакля.

В Астрахани оправдали Бориса Годунова

Астраханская версия «Бориса», созданная Константином Балакиным, зиждется на трех «аксиомах»: 1) дело было в Древнем Риме; 2) Борис невиновен; 3) главной целью его жизни было построить храм «Святая Святых». Все три идеи, каждая из которых могла бы стать концепцией какого-нибудь спектакля, сосуществуют без какого-либо соотнесения друг с другом — просто плавают рядом.

Состарить сюжет на пару тысяч лет — привлекательная находка, ведь обычно оперные часы норовят подкрутить вперед, поближе к нашим дням. Режиссер решил, что всякая высокая трагедия стремится стать трагедией античной, и обнажил некоторые параллели между судьбами царя Бориса и его коллеги Эдипа.

Но как только мы уверовали в идею № 1, начинаются трудности с идеей № 2: ведь Эдип — преступный царь, и в неотвратимом наказании героя, которому мы (как и жители Фив) сочувствуем, — весь пафос софокловой трагедии. А Борис Годунов, по страстному убеждению постановщиков, к убийству царевича Димитрия непричастен. Маховик драмы здесь — лишь глупая молва, которая сводит монарха с ума и приближает его гибель.

Увы, сочувствие невинному царю, мучимому бредовыми видениями, — не тот градус эмоций, на который рассчитывал Мусоргский. Не для того он исследовал преступную совесть, соревнуясь с Достоевским в психоанализе. Мусоргскому важно сопротивление сюжета: заставить нас полюбить убийцу — вот достойная задача (которая влекла и Шостаковича в «Леди Макбет» полвека спустя). Выбейте этот кирпич из основания трагедии, и любить оперного царя окажется в общем-то не за что.

В Астрахани оправдали Бориса Годунова

Потому в астраханской «оправдательной» версии здание психологической драмы Мусоргского оказывается наполовину снесено — так же как в финале постановки разъяренный народ сносит полсобора, тот самый храм «Святая Святых», о котором грезил царь Борис.

Этот проект Годунова, который, будь он реализован, вероятно, изуродовал бы Московский Кремль (Успенский собор уже готовили к демонтажу), предсказуемо стал в спектакле символом веры, духовности, спасения и т.д. Он существовал отдельно от оперного текста, зато дал основу для сценического решения оперы — на увлеченной работе художника Елены Вершининой многое держалось в этом спектакле, и величественные картинки сполна утолили жажду публики по костюмному театру.

В Астрахани оправдали Бориса Годунова

К сожалению, заодно с античными тогами на сцену проникла статичность — верный спутник греческой трагедии и причина ее частых кассовых неудач. Притом жестикуляция и движения (за исключением очаровательного полонеза) были не греческими и не русскими XIV-XVII веков, а сусально-оперными, из Большого театра 1950–1980-х.  Эту закваску, впитываемую русскими певцами на генном уровне, не под силу вытравить ни Софоклу, ни Константину Балакину.

Тем не менее, в астраханском «Борисе» были как минимум две работы, достойные перворазрядных оперных домов — страстная, породистая, тонкорукая Марина Мнишек (Марина Васильева) и удивительно вжившийся в хрестоматийную роль Юродивого Иван Михайлов.

В Астрахани оправдали Бориса Годунова

Достойно показал себя и ведомый Валерием Ворониным оркестр, наполовину состоящий из приезжих совместителей. Музыкантам еще предстоит приспособиться к непростой акустике, где певцы звучат, пока стоят на авансцене, но безнадежно пропадают, стоит им сделать три шага назад.

Но все здесь только начинается, и в каждом недочете просвечивает путь к его исправлению. У всех оперных миссионеров, которые здесь служат, есть этот большой, труднодостижимый и завидный шанс — взять и превратить Астрахань в оперный город.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности