В Москве появятся улицы в честь создателей атомной бомбы

Десятки улиц по всей Москве могут быть названы в честь выдающихся отечественных физиков. Соответствующая инициатива столичной мэрии была озвучена во вторник в Центральном доме ученых РАН на торжественном заседании, посвященном 70-летию со дня основания Курчатовского института. Как рассказал «Известиям» заммэра, возглавляющий Городскую межведомственную комиссии по перенаименованию, Леонид Печатников, увековечить на карте Москвы могут в том числе создателей атомной бомбы Георгия Флерова, Юлия Харитона и Якова Зельдовича.
Власти Москвы предложили главе Курчатовского института Михаилу Ковальчуку составить список ученых, в честь которых стоит назвать часть городских улиц.
«Так много людей, которые долгое время создавали научный потенциал в этой стране. Так почему бы не увековечить их имена в Москве? Сейчас достаточно много «безымянных» улиц — «10-я Береговая», «22-я Садовая» и так далее. Я выступаю с предложением к Михаилу Ковальчуку по подготовке списка имен выдающихся российских физиков для переименования в их честь некоторых улиц», — говорилось в послании мэра Сергея Собянина, которое Печатников озвучил на мероприятии. Михаил Ковальчук на предложение отреагировал положительно.
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко поддержал идею мэра и пояснил «Известиям», что переименовывать стоит только «безымянные» улицы.
— Мы, конечно же, выступаем против переименования улиц, уже названных в чью-то честь, но вот различные «парковые улицы» нужно изменить на понятные имена, тем более в честь ученых, чей вклад в науку очень высок, — говорит Фурсенко.
По мнению Леонида Печатникова, улицы можно было бы назвать также в честь знаменитых врачей, таких как Максим Кончаловский, Дмитрий Плетнев, Сергей Юдин, Павел Кукоцкий и Валентин Воино-Ясенецкий, известный в Русской православной церкви как святитель Лука.
— У нас также есть улица имени авиаконструктора Артема Микояна, а улицы Михаила Гуревича нет, между тем «МиГ» расшифровывается как Микоян и Гуревич, — привел еще один пример Леонид Печатников. — Свои предложения в комиссию могут направить Академия наук, Курчатовский институт и другие организации. Сейчас предложения в основном исходят от префектур и муниципалитетов, и нередко их подход к этому вопросу трудно назвать творческим.
Координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин также считает, что новые названия должны получить десятки московских улиц.
— Жителей возмущает, когда улицы носят имена неоднозначных политических деятелей и даже разбойников, — отметил Рустам Рахматуллин. — На слуху, например, протесты против названия «Войковская» (улица и станция метро на севере Москвы названы в честь одного из организаторов расстрела царской семьи Петра Войкова. — «Известия»). Процесс возвращения старых, досоветских названий активно шел в 1990-е годы, но и сейчас этот вопрос до конца не решен. Часть улиц сохраняет советские названия только для того, чтобы москвичи не запутались. Например, часть Ленинского проспекта в свое время не стали переименовывать обратно в Большую Калужскую улицу не из-за идеологических мотивов, а потому, что в Москве есть станция метро «Калужская», и она находится в отдалении.