Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Как и 100 лет тому назад…

Российская команда побеждает в историческом Ралли Монте-Карло, которое проходило с 25 января по 1 февраля
0
Как и 100 лет тому назад…
Фото: Мария Мельникова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 1912 году русский автомобилист и журналист Андрей Платонович Нагель на отечественной модели «Руссо-Балт 24» выиграл в своем классе автомобилей 2-е ралли Монакского автомобильного клуба. Через сто лет российско-латвийская команда Russo-Baltic Racing Team, выступающая на винтажных автомобилях, повторяет его достижение, два года подряд побеждая в своем классе в Историческом ралли Монте-Карло, сложном и красивом соревновании для классических автомобилей.

Историческое ралли Монте-Карло состоялось спустя 86 лет после старта первой гонки в 1911 году. Его стали проводить ежегодно начиная с 1997 года – по календарю всего через неделю после финиша известного одноименного спортивного соревнования – Ралли Монте-Карло «Челлендж». У этих двух мероприятий один и тот же организатор, одни и те же машины и схожие маршруты. Очень сложно определить, какое из них является наледником другого: в Историческом ралли могут участвовать только те самые автомобили, что выходили на старты «Челленджа» в период с 1955 по 1980 год.

До конца 90-х годов автомобили-ветераны перед стартом каждого этапа спортивной гонки в Монако принимали участие в выставке. Но владельцы винтажных машин грустили по былым временам и в какой-то момент решили тряхнуть стариной. Автомобильный клуб Монако эту идею поддержал. Организаторам тоже было интересно вернуться к истокам и выпустить на трассу обычные гражданские автомашины – в противовес современным соревнованиям, где в большей степени соревнуется техника, нежели пилоты.

Условились, как и в старые времена, организовать систему лучевых стартов, когда участники начинают свой путь к точке общей «концентрации» из различных европейских городов. Именно так все и происходило более века тому назад, когда на второй год проведения Ралли Монте-Карло наш соотечественник Андрей Нагель вместе со своим ко-пилотом Вадимом Михайловым принял решение выйти на старт гонки.

С русским акцентом

31 декабря 1911 года команда стартовала из Санкт-Петербурга – самой отдаленной от Монако точки ралли. В качестве автомобиля использовался «Руссо-Балт», произведенный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Нагель и Михайлов успешно преодолели весь маршрут, приехали на первое место в своем классе, завоевали девятое место в абсолюте и вдобавок получили от организаторов специальный приз за выносливость и дальность маршрута. Император Николай II также не остался в стороне от этого важного события. За лидерство в ралли и успешную демонстрацию ходовых качеств российских автомобилей он наградил Андрея Нагеля орденом Святой Анны III степени.

Как и 100 лет тому назад…

В 2011 году на старт Исторического ралли Монте-Карло впервые вышла команда Russo-Baltic Racing в составе трех российско-латвийских экипажей на ярко-красных длиннокапотных автомобилях Jaguar E-Type. И если первый год участия стал для команды разогревочным, то уже в 2012‑м они победили в своем классе и оказались на 17-м месте в общем зачете. В этом году – снова победа!

«Прежде всего мы гордились нашим соотечественником: то, что он сделал 100 лет назад, можно назвать настоящим подвигом. Представьте себе все несовершенство тех автомобилей: ни печек, ни зимней резины, тяжелое рулевое управление, маломощные двигатели, – перечисляет Илья Кашин, руководитель и бессменный пилот команды Russo-Baltic Racing. – И тем не менее Нагель не просто совершил зимнее путешествие из Петербурга в Монако, но и победил в самом ралли среди таких же автомобилей, финишировав без поломок и потерь! Ну а вторая причина при выборе названия – то, что в составе нашей команды есть и участники из Латвии. Это тоже немаловажно».

В активе Russo-Baltic Racing Team три Jaguar E-Type – 1968, 1970 и 1971 годов выпуска. Они были отреставрированы и подготовлены к ралли руками технических специалистов команды, которые официально сопровождают экипажи на протяжении всего маршрута. Именно они проводят дозаправку и весь необходимый сервис: замену резины, технических жидкостей, мелкий ремонт и даже экспресс-мойку кузовов, чтобы на каждом участке пути эти легендарные автомобили выглядели действительно блестяще.

«Петька, приборы!»

Историческое ралли Монте-Карло – это любительское соревнование. Тем не менее по своей сложности и престижности оно может соперничать со многими профессиональными гонками. Не зря же на старты ралли выходят и профессиональные спортсмены, причем некоторые едва успевают финишировать в предыдущей гонке, как, например, Даниэль Элена, 9-кратный чемпион WRC, 7-кратный победитель Ралли Монте-Карло и, между прочим, боевой штурман Себастьяна Леба. Всего за 10 дней до этого он суфлировал Лебу в монакском этапе современного соревнования.

Большая часть маршрута проходит по альпийским склонам, где в это время года еще много снега, а дороги порой покрыты коркой льда, так что приходится «обувать» автомобили в шипованную резину. В долинах же асфальт, наоборот, абсолютно сухой и теплый, и шипы на нем – настоящая катастрофа. Так что участников ждет не только преодоление сложного маршрута, но и принятие правильных технических решений.

Как и 100 лет тому назад…

Еще одна проблема – узкие горные серпантины, которые из-за гонок отнюдь не перекрывают для общего движения. Поэтому иногда разъехаться со встречной автомашиной целая проблема, особенно если учесть, что местные жители нередко, чтобы поглазеть на происходящее, специально выезжают на трассу. А однажды участникам ралли на крутом повороте повстречалось стадо мирных коров, которые спокойно гуляли и не обращали никакого внимания на сигналящие им автомобили. Пришлось их аккуратно двигать бочком. Но ни один автомобиль, как и ни одно животное, говорят, в ходе этой операции не пострадали!

Но самыми сложными в плане дороги и тяжелыми в плане выносливости становятся, безусловно, ночные участки. А таких в течение четырехдневного ралли целых два.

Первые «темные» старты проходят накануне так называемого концентрационного этапа, когда все участники традиционно выдвигаются из различных городов к точке общего сбора. Маршруты рассчитаны на всю ночь, а их минимальная длина составляет порядка 900–1000 км по раллийной легенде в зависимости от места старта. Дороги узкие и заснеженные, каждому экипажу предстоят сутки без сна и отдыха, и при этом даже весьма пожилые люди, находящиеся за рулем или штурманской картой (а таких много), переносят это испытание легко и на финише еще ухитряются смеяться и шутить.

Второй ночной этап проходит по горным серпантинам вокруг Монако и завершает ралли. Он состоит из трех спец­участков, один из которых известен всем любителям WRC (чемпионата мира по ралли) и называется Col de Turini, или «Ночь кинжалов». Дело в том, что если смотреть на происходящее со стороны, то видно, как кромешную темноту ночи прорезают десятки необыкновенно ярких лучей света – фар автомобилей, взбирающихся по крутым дорожкам высоко в горы. «Было необыкновенно захватывающе – казалось, что каждый поворот мы проходим интуитивно, хотя у нас были и карты, и все необходимые приборы. Вокруг – темно, и только фары и установленные дополнительно прожекторы выхватывали участки серпантина», – столь интересное описание этапа дал один из пилотов красных «ягуаров».

Понятное дело, что автомобили, принимающие участие в таких соревнованиях, исходя из требований безопасности должны проходить обязательную доработку, чтобы соответствовать требованиям технического регламента. На них устанавливается каркас, специальные сиденья с пятиточечными ремнями, система пожаротушения и отключения массы. Помимо этого, допускаются и доработки основных узловых агрегатов (однако двигатель, выхлопная система и шасси должны соответствовать техническому паспорту), а также замена или дополнительная установка некоторых частей.

Через тернии к Залу Славы

За четыре дня ралли экипажи прошли около полутора тысяч километров. Из 313 автомобилей финишировали 252, что не так уж и плохо: в прошлом году из-за плохой погоды и обильных снегопадов потери среди техники были намного выше. Среди участников было и еще несколько россиян, но самое главное то, что на старты выходили и автомобили отечественного производства.

В этом году вместе с командой Russo Baltic из французского Реймса стартовал прибалтийский экипаж на автомобиле ВАЗ-2103, а из Барселоны выдвинулось сразу несколько советских автомобилей – «Москвич 408» 1974 года выпуска и четыре «Волги» ГАЗ М21 1960 года. К сожалению, из четырех «Волг» закончили гонку только две, но «москвич» и ВАЗ благополучно дотянули до финиша.

Последние автомобили пришли к заветной черте уже под утро. Счастливые уставшие спортсмены практически вываливались из своих машин на набережной принца Альберта в Монако. А потом было море шампанского и море радости, что все закончилось, а в следующем году – новый шанс поучаствовать и, возможно, победить.

…Вечером 1 февраля в одном из самых знаменитых залов Монако – Salle des Etoiles (Зале Славы) состоялась церемония награждения призеров и победителей ралли. Это очень красивое мероприятие, куда мужчины приходят в смокингах, а женщины – в вечерних платьях. Гала-ужин, небольшая театрально-развлекательная программа и затем – сама торжественная церемония. Огромный стол, заставленный кубками, ждал своего часа, и вот он наступил. На сцену один за другим приглашали экипажи, занявшие призовые места. Гимны, аплодисменты, цветы. Гордость за то, что среди этих людей есть и русские. Два из этих прекрасных кубков достались экипажу под номером 225 команды Russo-Baltic Racing Team – Илье Кашину и Кришьянису Цауне, победителям в своем классе!

Да было так

Первое в истории Ралли Монте-Карло состоялось в 1911 году под покровительством князя Монако Альберта I и с подачи председателя Клуба автомобильного и велосипедного спорта Монако Александра Ноге. Князь таким образом намеревался привлечь в Монако туристов.

Январь для проведения первого мероприятия был выбран неслучайно: с одной стороны – самое провальное время года с точки зрения туризма, с другой – самое сложное для пилотов, так как снег делает узкие горные серпантины еще более сложными и труднопроходимыми.

Первое ралли прошло довольно успешно, однако через два года пришлось сделать перерыв по причинам общего мирового кризиса и призрака Первой мировой войны. И только в 1924 году организаторы сумели возобновить проведение гонки. Зато начиная с середины 20-х годов Rally Monte-Carlo Challenge стало проходить в ежегодном режиме и приобрело удивительную популярность. А в период с 1973 по 2008 год даже проводилось в статусе чемпионата мира.

Комментарии
Прямой эфир