Как и 100 лет тому назад…
В 1912 году русский автомобилист и журналист Андрей Платонович Нагель на отечественной модели «Руссо-Балт 24» выиграл в своем классе автомобилей 2-е ралли Монакского автомобильного клуба. Через сто лет российско-латвийская команда Russo-Baltic Racing Team, выступающая на винтажных автомобилях, повторяет его достижение, два года подряд побеждая в своем классе в Историческом ралли Монте-Карло, сложном и красивом соревновании для классических автомобилей.
Историческое ралли Монте-Карло состоялось спустя 86 лет после старта первой гонки в 1911 году. Его стали проводить ежегодно начиная с 1997 года – по календарю всего через неделю после финиша известного одноименного спортивного соревнования – Ралли Монте-Карло «Челлендж». У этих двух мероприятий один и тот же организатор, одни и те же машины и схожие маршруты. Очень сложно определить, какое из них является наледником другого: в Историческом ралли могут участвовать только те самые автомобили, что выходили на старты «Челленджа» в период с 1955 по 1980 год.
До конца 90-х годов автомобили-ветераны перед стартом каждого этапа спортивной гонки в Монако принимали участие в выставке. Но владельцы винтажных машин грустили по былым временам и в какой-то момент решили тряхнуть стариной. Автомобильный клуб Монако эту идею поддержал. Организаторам тоже было интересно вернуться к истокам и выпустить на трассу обычные гражданские автомашины – в противовес современным соревнованиям, где в большей степени соревнуется техника, нежели пилоты.
Условились, как и в старые времена, организовать систему лучевых стартов, когда участники начинают свой путь к точке общей «концентрации» из различных европейских городов. Именно так все и происходило более века тому назад, когда на второй год проведения Ралли Монте-Карло наш соотечественник Андрей Нагель вместе со своим ко-пилотом Вадимом Михайловым принял решение выйти на старт гонки.
С русским акцентом
31 декабря 1911 года команда стартовала из Санкт-Петербурга – самой отдаленной от Монако точки ралли. В качестве автомобиля использовался «Руссо-Балт», произведенный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Нагель и Михайлов успешно преодолели весь маршрут, приехали на первое место в своем классе, завоевали девятое место в абсолюте и вдобавок получили от организаторов специальный приз за выносливость и дальность маршрута. Император Николай II также не остался в стороне от этого важного события. За лидерство в ралли и успешную демонстрацию ходовых качеств российских автомобилей он наградил Андрея Нагеля орденом Святой Анны III степени.
В 2011 году на старт Исторического ралли Монте-Карло впервые вышла команда Russo-Baltic Racing в составе трех российско-латвийских экипажей на ярко-красных длиннокапотных автомобилях Jaguar E-Type. И если первый год участия стал для команды разогревочным, то уже в 2012‑м они победили в своем классе и оказались на 17-м месте в общем зачете. В этом году – снова победа!
«Прежде всего мы гордились нашим соотечественником: то, что он сделал 100 лет назад, можно назвать настоящим подвигом. Представьте себе все несовершенство тех автомобилей: ни печек, ни зимней резины, тяжелое рулевое управление, маломощные двигатели, – перечисляет Илья Кашин, руководитель и бессменный пилот команды Russo-Baltic Racing. – И тем не менее Нагель не просто совершил зимнее путешествие из Петербурга в Монако, но и победил в самом ралли среди таких же автомобилей, финишировав без поломок и потерь! Ну а вторая причина при выборе названия – то, что в составе нашей команды есть и участники из Латвии. Это тоже немаловажно».
В активе Russo-Baltic Racing Team три Jaguar E-Type – 1968, 1970 и 1971 годов выпуска. Они были отреставрированы и подготовлены к ралли руками технических специалистов команды, которые официально сопровождают экипажи на протяжении всего маршрута. Именно они проводят дозаправку и весь необходимый сервис: замену резины, технических жидкостей, мелкий ремонт и даже экспресс-мойку кузовов, чтобы на каждом участке пути эти легендарные автомобили выглядели действительно блестяще.
«Петька, приборы!»
Историческое ралли Монте-Карло – это любительское соревнование. Тем не менее по своей сложности и престижности оно может соперничать со многими профессиональными гонками. Не зря же на старты ралли выходят и профессиональные спортсмены, причем некоторые едва успевают финишировать в предыдущей гонке, как, например, Даниэль Элена, 9-кратный чемпион WRC, 7-кратный победитель Ралли Монте-Карло и, между прочим, боевой штурман Себастьяна Леба. Всего за 10 дней до этого он суфлировал Лебу в монакском этапе современного соревнования.
Большая часть маршрута проходит по альпийским склонам, где в это время года еще много снега, а дороги порой покрыты коркой льда, так что приходится «обувать» автомобили в шипованную резину. В долинах же асфальт, наоборот, абсолютно сухой и теплый, и шипы на нем – настоящая катастрофа. Так что участников ждет не только преодоление сложного маршрута, но и принятие правильных технических решений.
Еще одна проблема – узкие горные серпантины, которые из-за гонок отнюдь не перекрывают для общего движения. Поэтому иногда разъехаться со встречной автомашиной целая проблема, особенно если учесть, что местные жители нередко, чтобы поглазеть на происходящее, специально выезжают на трассу. А однажды участникам ралли на крутом повороте повстречалось стадо мирных коров, которые спокойно гуляли и не обращали никакого внимания на сигналящие им автомобили. Пришлось их аккуратно двигать бочком. Но ни один автомобиль, как и ни одно животное, говорят, в ходе этой операции не пострадали!
Но самыми сложными в плане дороги и тяжелыми в плане выносливости становятся, безусловно, ночные участки. А таких в течение четырехдневного ралли целых два.
Первые «темные» старты проходят накануне так называемого концентрационного этапа, когда все участники традиционно выдвигаются из различных городов к точке общего сбора. Маршруты рассчитаны на всю ночь, а их минимальная длина составляет порядка 900–1000 км по раллийной легенде в зависимости от места старта. Дороги узкие и заснеженные, каждому экипажу предстоят сутки без сна и отдыха, и при этом даже весьма пожилые люди, находящиеся за рулем или штурманской картой (а таких много), переносят это испытание легко и на финише еще ухитряются смеяться и шутить.
Второй ночной этап проходит по горным серпантинам вокруг Монако и завершает ралли. Он состоит из трех спецучастков, один из которых известен всем любителям WRC (чемпионата мира по ралли) и называется Col de Turini, или «Ночь кинжалов». Дело в том, что если смотреть на происходящее со стороны, то видно, как кромешную темноту ночи прорезают десятки необыкновенно ярких лучей света – фар автомобилей, взбирающихся по крутым дорожкам высоко в горы. «Было необыкновенно захватывающе – казалось, что каждый поворот мы проходим интуитивно, хотя у нас были и карты, и все необходимые приборы. Вокруг – темно, и только фары и установленные дополнительно прожекторы выхватывали участки серпантина», – столь интересное описание этапа дал один из пилотов красных «ягуаров».
Понятное дело, что автомобили, принимающие участие в таких соревнованиях, исходя из требований безопасности должны проходить обязательную доработку, чтобы соответствовать требованиям технического регламента. На них устанавливается каркас, специальные сиденья с пятиточечными ремнями, система пожаротушения и отключения массы. Помимо этого, допускаются и доработки основных узловых агрегатов (однако двигатель, выхлопная система и шасси должны соответствовать техническому паспорту), а также замена или дополнительная установка некоторых частей.
Через тернии к Залу Славы
За четыре дня ралли экипажи прошли около полутора тысяч километров. Из 313 автомобилей финишировали 252, что не так уж и плохо: в прошлом году из-за плохой погоды и обильных снегопадов потери среди техники были намного выше. Среди участников было и еще несколько россиян, но самое главное то, что на старты выходили и автомобили отечественного производства.
В этом году вместе с командой Russo Baltic из французского Реймса стартовал прибалтийский экипаж на автомобиле ВАЗ-2103, а из Барселоны выдвинулось сразу несколько советских автомобилей – «Москвич 408» 1974 года выпуска и четыре «Волги» ГАЗ М21 1960 года. К сожалению, из четырех «Волг» закончили гонку только две, но «москвич» и ВАЗ благополучно дотянули до финиша.
Последние автомобили пришли к заветной черте уже под утро. Счастливые уставшие спортсмены практически вываливались из своих машин на набережной принца Альберта в Монако. А потом было море шампанского и море радости, что все закончилось, а в следующем году – новый шанс поучаствовать и, возможно, победить.
…Вечером 1 февраля в одном из самых знаменитых залов Монако – Salle des Etoiles (Зале Славы) состоялась церемония награждения призеров и победителей ралли. Это очень красивое мероприятие, куда мужчины приходят в смокингах, а женщины – в вечерних платьях. Гала-ужин, небольшая театрально-развлекательная программа и затем – сама торжественная церемония. Огромный стол, заставленный кубками, ждал своего часа, и вот он наступил. На сцену один за другим приглашали экипажи, занявшие призовые места. Гимны, аплодисменты, цветы. Гордость за то, что среди этих людей есть и русские. Два из этих прекрасных кубков достались экипажу под номером 225 команды Russo-Baltic Racing Team – Илье Кашину и Кришьянису Цауне, победителям в своем классе!
Да было так
Первое в истории Ралли Монте-Карло состоялось в 1911 году под покровительством князя Монако Альберта I и с подачи председателя Клуба автомобильного и велосипедного спорта Монако Александра Ноге. Князь таким образом намеревался привлечь в Монако туристов.
Январь для проведения первого мероприятия был выбран неслучайно: с одной стороны – самое провальное время года с точки зрения туризма, с другой – самое сложное для пилотов, так как снег делает узкие горные серпантины еще более сложными и труднопроходимыми.
Первое ралли прошло довольно успешно, однако через два года пришлось сделать перерыв по причинам общего мирового кризиса и призрака Первой мировой войны. И только в 1924 году организаторы сумели возобновить проведение гонки. Зато начиная с середины 20-х годов Rally Monte-Carlo Challenge стало проходить в ежегодном режиме и приобрело удивительную популярность. А в период с 1973 по 2008 год даже проводилось в статусе чемпионата мира.