Минфин Южной Осетии не контролирует бюджет республики

Законодательство Республики Южная Осетия не позволяет должным образом контролировать использование поступающей из России помощи. В государстве пока недостаточен контроль за расходованием бюджета, нет требований конкурсности госзакупок. По данным Счетной палаты РФ, в 2011–2012 годах объем финансовых и иных нарушений в использовании российской помощи составил 1,2 млрд рублей. Об этом «Известиям» рассказал источник в СП РФ.
После августовских столкновений в Цхинвале в 2008 году Россия оказывает суверенной Южной Осетии значительную финансовую помощь. В августе 2009 года две страны заключили соглашение об оказании помощи Республике Южная Осетия (РЮО). В том же году начала работать межправительственная комиссия, призванная контролировать расходование средств.
В январе-феврале нынешнего года Счетная палата (СП) РФ вместе с Контрольно-счетной палатой РЮО проверили использование помощи, поступившей в республику из российского федерального бюджета в 2011–2012 годах. Как рассказал «Известиям» источник в СП РФ, всего в 2008–2012 годах в Южную Осетию поступило порядка 35 млрд рублей финансовой и благотворительной помощи. В том числе в 2011–2012 годах — 13 млрд, в эти годы доля российской помощи в доходах бюджета РЮО составляла 93,5 и 88,1% соответственно.
Аудиторы СП отметили низкое качество бюджетного процесса в Южной Осетии. По их мнению, порядок финансирования расходов бюджета минфином республики не ориентирован на обеспечение прозрачности операций. В результате контроль за кассовым исполнением бюджета отсутствовал.
Интересно, что Контрольно-счетная палата РЮО в 2012 году проверяла использование поступившей в республику российской помощи. Но заключения по итогам этой проверки решили не составлять.
В 2008–2010 годах госзаказчиком ремонтно-восстановительных и строительных работ в РЮО был республиканский Госкомитет по реализации проектов восстановления. В мае 2012 года он был упразднен указом главы государства. Функции этого ведомства переданы минстрою республики. При этом, рассказывает источник в СП, проверка установила, что достоверные данные об объемах выполненных комитетом работ и расчетах с контрагентами отсутствуют.
Кроме того, как выяснили аудиторы, конкурсная система размещения госзаказов в Южной Осетии не применяется. Госзаказчики самостоятельно отбирали подрядчиков и поставщиков. Нормативных актов, регулирующих выбор подрядных организаций, в республике нет.
По мнению президента Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева, выявленные СП несоответствия не всегда свидетельствуют о злостных нарушениях, мошенничестве или хищении средств.
— В этом может быть виновата разность законодательств. Российское законодательство более совершенное в отличие от законов Южной Осетии, — поясняет Григорьев. — Хотя Южная Осетия пытается соответствовать России — в основе их законов лежит российская нормативная база, — существующие в республике законы не всегда позволяют организовывать правильный расход денег.
Процедура аудита российской Счетной палаты в Южной Осетии практически не отличается от аудита в России, считает экономист и
политолог Института современного развития Никита Масленников. Палата
использует данные, запрошенные у контрольных институтов Осетии. Однако,
по мнению Масленникова, качество статистики,
предоставляемой РЮО, может быть невысоким.
По мнению аудиторов СП, в 2011–2012 годах объем финансовых и иных нарушений в использовании российской помощи составил 1,2 млрд рублей. Из этой суммы 216 млн приходится на неэффективное использование средств бюджета, 329 млн — ущерб федеральному бюджету, 639 млн — иные нарушения. В отчете говорится о «рисках проявления коррупции должностными лицами «Южной дирекции», рассказывает источник в Счетной палате.
ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов» — подведомственное Минрегиону РФ госучреждение, основной заказчик восстановительных работ в Южной Осетии с российской стороны. Согласно базе СПАРК, Минрегион принял решение о ликвидации этой организации.
По мнению Никиты Масленникова, в особом контроле нуждается именно «Южная дирекция». Эта организация могла попасть под влияние местных кланов Южной Осетии, предполагает эксперт.
До 2008 года в РЮО также поступали средства из России, уточняет
директор Института стран СНГ Константин Затулин, в
основном на увеличение пенсий для проживающих в республике граждан РФ.
— Граждан РФ в Южной Осетии остается довольно много. Без поддержки России они не смогли бы там нормально жить, — отмечает депутат.
После
событий в Цхинвале Россия выделяет деньги на восстановление республики,
а также помогает обеспечить ее обороноспособность, говорит эксперт. По его словам, экс-президент Эдуард Кокойты пытался создать общественный совет по надзору за расходованием средств. Однако совет так и не заработал.
По словам источника в СП, отчет проверки был в апреле направлен полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину. Аудиторы Счетной палаты предложили ему проинформировать об итогах проверки президента России Владимира Путина и главу РЮО Леонида Тибилова. В секретариате Хлопонина не смогли оперативно уточнить, получен ли отчет и что предпринято по его итогам.
В Минрегионе РФ и правительстве Южной Осетии также не предоставили комментариев.