Пешеходы требуют вернуть «островки безопасности»

Депутаты Мосгордумы совместно с Союзом пешеходов России намерены обратиться к властям города с просьбой вернуть столичным пешеходным переходам «островки безопасности» — небольшие участки дороги, свободные от движения машин. Как рассказал «Известиям» председатель Союза пешеходов Владимир Соколов, в настоящее время дети, пенсионеры и инвалиды в Москве зачастую просто не успевают спокойно перейти дорогу на зеленый свет. В городском департаменте транспорта Москвы сообщили, что они рассмотрят инициативу возвращения пешеходных «островков», когда она поступит от граждан.
— Если это необходимо москвичам, безусловно, такие «островки» нужно предусматривать, — заявил член комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Кирилл Щитов. — Задача города — создать комфортные условия для всех групп населения, в том числе маломобильных.
В Союзе пешеходов рассказали, что проблема переходов на многополосных дорогах связана с тем, что светофоры ориентированы на максимальную пропускную способность автомобилей.
— На многих регулируемых переходах цикл зеленого света светофора слишком короткий, даже здоровому человеку приходится идти не с обычной скоростью — 4 км/ч, а с повышенной — 5 км/ч, то есть делать два шага в секунду, — говорит Владимир Соколов. — Многие вынуждены заканчивать переход на красный свет или останавливаться на разделительной полосе.
Председатель союза отметил, что дети часто не рассчитывают время — они переходят дорогу даже тогда, когда завершается время зеленого сигнала. «Ускоряют» пешеходов и светофоры с табло отсчета времени, там каждая «секунда» на самом деле длится 0,8 с.
— Наибольшее количество наездов происходит на двухполосных и четырехполосных трассах, но есть и трудные многополосные места, — рассказывает председатель союза. — Например, самый длинный переход в России — на Зубовской площади (18 полос), проблемным является и переход на Садовой-Самотечной, но во втором случае хотя бы можно передохнуть под эстакадой.
Соколов добавил, что на многополосных трассах необходимо прокладывать подземные пешеходные переходы, но это сложно и дорого, особенно в центре города: придется перекладывать коммуникации или уводить тоннели под них, а это до 9 м в глубину.
— Поэтому единственный выход — «островки безопасности» или широкие разделительные полосы (второй вариант подойдет для узких дорог на 2–4 полосы), — считает Соколов. — Это потребует переразметки проезжей части и, возможно, отделения бордюрным камнем.
Глава Союза пешеходов напомнил, что «островки» были распространены повсеместно в 1990-е годы, но в 2000-е они были стерты в целях расширения проезжей части. Он добавил, что возвращение «островков безопасности» скорее всего спровоцирует недовольство автомобилистов.
Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров полагает, что решать проблему стоит с помощью увеличения зеленой фазы светофора там, где это необходимо.
— Нужно давать больше времени на переход, а «островки безопасности» себя изжили, — считает депутат. — Площадка посередине проезжей части далеко не всегда гарантирует безопасность.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в целом поддерживает идею депутатов.
— Проблема короткой светофорной фазы для пешеходов действительно существует, и она касается не только инвалидов, но и здоровых людей, пешеходные «островки» надо возвращать, — считает он.
Блинкин пояснил, что убирали «островки» для борьбы с пробками, но ситуация с движением настолько сложная, что присутствие или отсутствие таких зон практически не влияет на скорость движения потока. Тем не менее, возвращать такие пешеходные участки надо только там, где в этом есть реальная необходимость. Сужение проезжей части ведет к некоторой «турбулентности» в движении, поэтому все проектные параметры надо просчитывать.
— У пешеходов на улице приоритет, пока мы этого не поймем — мы не станем цивилизованным обществом, — говорит эксперт. — У автомобилистов есть альтернатива — спуститься в метро.
Эксперт также отметил, что городу надо избавляться и от «зебр» без светофоров на широких дорогах: водители из левого ряда не видят за соседними машинами приближающихся пешеходов.