Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Реклама вина и шампанского вернется в СМИ и интернет

Депутаты готовятся внести соответствующие поправки в закон «О рекламе»
0
Реклама вина и шампанского вернется в СМИ и интернет
Фото: REUTERS/Chateau Baccarat/Handout
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Полный запрет на рекламу алкоголя в печати и в интернете может быть скорректирован: соответствующий законопроект получил одобрение на заседании межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей.

Поправки (есть в распоряжении «Известий») планируется внести в ст. 21 закона «О рекламе». В ней пропишут, что реклама вина и игристого вина (шампанского) разрешается в периодических печатных изданиях и интернете. Поправки внесет в мае член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что из-за невозможности донести информацию о своих винах российским потребителям в условиях действующих норм закона «О рекламе» выход на рынок вина фермерских хозяйств и малых предприятий «чрезвычайно затруднен». Такая практика идет вразрез с госполитикой по увеличению площадей виноградников и количества отечественных производителей вин.

— Культура потребления вина в целом не приводит к такой массовой алкоголизации, как потребление более крепких напитков. Поэтому никто не говорит о том, что, если мы будем помогать виноградарству, возрастет потребление алкоголя, — заявил «Известиям» Звагельский. Речь идет исключительно о качественных винах, и законопроект не касается опасной для здоровья продукции с добавлением спирта, подчеркнул депутат.

Напомним, что запрет на рекламу любого алкоголя в печатных СМИ вступил в силу с 1 января 2013 года. Одновременно для крепких напитков закрылся интернет.

Первый эшелон запретов заработал еще в июле 2012 года. Тогда рекламу алкогольной продукции запретили на всех видах транспортных средств общего пользования. В рекламе запретили использовать образы людей или животных. В первую очередь запреты коснулись пивоваров, как самых активных рекламодателей в прессе и на наружных носителях.

Руководитель отдела исследования интернета аналитического центра «Видео Интернешнл» Алексей Беляев считает, что в эпоху до запрета реклама вин и шампанского занимала около 0,5% от всего рынка дисплейной (баннерной) рекламы. Соответственно, годовой оборот в этой товарной группе достигал от силы 100 млн рублей. Перспектива разрешения на рекламу вин и шампанского вряд ли сразу повысит эту цифру в разы, так как вина не являются сейчас и вряд ли в ближайшем будущем станут товаром ежедневного потребления, как, например, пиво, полагает Беляев.

— Гораздо важнее сам факт, что впервые за 20 лет у нас могут принять не запретительный закон, а, наоборот, разрешительный, — считает председатель комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев.

Запрет на рекламу алкоголя наложил свой отпечаток в том числе и на виноградарей. Только отдельным из крупных производителей удалось сохранить объемы продаж, и то ценой роста бюджетов на маркетинг: листинг в торговых сетях, промоакции. Сложности коснулись в первую очередь мелких и средних производителей, а также потенциальных стартаперов, говорит PR-директор «Абрау-Дюрсо» Виталий Рязанцев. В то же время замена крепких напитков качественными тихими и игристыми винами в продуктовой корзине граждан могла бы стать шагом в борьбе с пьянством, считает он. Именно так поступали в европейских странах.

Такой же точки зрения придерживается директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. 4,5 л вина в год приходится в среднем на душу россиянина, говорит Дробиз, а крепких напитков и пива — 16 и 75 л соответственно.

— Пиво в сознании россиян не является алкоголем и не способно составить конкуренцию крепким напиткам, что подтверждает советский опыт, поэтому винодельческая продукция — единственная альтернатива им, — считает Дробиз. В то же время, по его данным, с момента запрета на рекламу продажи вина в России за второе полугодие 2012 года просели на 7%, за I квартал года нынешнего — на 6%. Информационно-рекламная кампания в прессе могла бы стать действенным фактором воздействия на сознание граждан и изменения структуры потребления алкоголя в рамках антиалкогольной кампании, считает директор ЦИФРРА.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин тоже склоняется к тому, что полное табу на рекламу алкоголя в СМИ и интернете было «перегибом» в части винодельческой продукции, однако снимать его преждевременно. Должна пройти хотя бы пара лет, считает Янин.

— Кроме того, есть опасность, что за виноделами подтянутся другие производители слабого алкоголя — пивовары, коктейльщики. А им разрешать рекламу никак нельзя, потому что они ориентируются на подростков 14–18 лет, — сказал он «Известиям».

Обсудить проблему не против и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

— Эту тему можно обсуждать с Министерством здравоохранения и социального развития с точки зрения влияния рекламы алкогольных напитков и, в частности, вина. Если есть цифры (демонстрирующие вред вина для населения. — «Известия»), то вполне запрет уместен. Если такие оценки не производились, то эту тему следует дополнительно обсудить, — заявил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Однако перспективы принятия законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас, достаточно сомнительны; принимая во внимание сложившуюся в последнее время политику государства по отношению к алкогольной проблеме и вытекающие из этого законодательные тенденции, это будет нелогичным, считает руководитель арбитражно-судебной практики юридической фирмы ЮСТ адвокат Александр Евдокимов.

— Государственная воля в области охраны здоровья от вреда, связанного с употреблением алкоголя и табакокурением, выражена достаточно однозначно и жестко. При этом, несмотря на то что в целом в нашем обществе к проблеме табакокурения относятся более терпимо, чем к употреблению алкоголя, в случае с табакокурением ограничения сейчас введены очень жесткие, порой даже круче, чем в Европе. Поэтому трудно представить весомые основания, которые заставят законодателя отступить от «генеральной линии» в отношении отдельных видов алкогольной продукции, — говорит юрист.

Тем более что Минздрав выступает против.

— Наша позиция такая, что весь алкоголь должен быть в крупных специализированных магазинах — там, пожалуйста, рекламируйте, продавайте что хотите. Пока не будет налажен строгий ГОСТ на производство вина, никакой рекламы в СМИ и интернете быть не должно, — заявил «Известиям» директор Московского научно-практического центра наркологии, заместитель главного психиатра департамента здравоохранения города Москвы по наркологии Евгений Брюн.

Комментарии
Прямой эфир