Новый орган Большого театра дал сбой уже на репетиции

В Большом театре завершился монтаж органа, изготовленного по специальному заказу немецкой органостроительной фирмой Glatter-Goetz orgelbau GmbH, в соответствии с акустическими и архитектурными особенностями зала. Стоимость этого недешевого удовольствия в ГАБТе оглашать отказались.
При реставрации исторической сцены архитекторы для установки органа сделали специальную галерею на пятом этаже здания. По словам конструктора и настройщика инструмента Штефана Штурцера, собирать 8-тонный гигант пришлось в непростых условиях.
— Мы работали только ночью, потому что днем в зале собирали декорации и репетировали. В нашем инструменте более 2 тыс. труб, при настройке мы слушали каждую по нескольку раз — это тяжело и требует много времени, — подчеркнул г-н Штурцер. — Для нас было определенным вызовом придумать и собрать орган, соответствующий всем потребностям театра.
Руководство Большого театра решило обновить ценное приобретение на специальном концерте. Перед генеральной репетицией органистки Евгения Кривицкая и Екатерина Мельникова, а также солистки Большого Венера Гимадиева и Светлана Шилова, задействованные в торжестве, поделились своими впечатлениями от инструмента. Каждый из музыкантов подчеркнул, что «общаться» с королем инструментов непросто.
— Этот орган труден тем, что исполнитель сидит далеко, и звук доходит до него поздно. Если придется играть какое-то сложное сочинение с оркестром, могут понадобиться дополнительные наушники, чтобы музыканты совпадали, — отметила Екатерина Мельникова.
Несмотря на некоторые недостатки, органистки признались, что новый инструмент Большого им нравится.
— Инструмент очень хороший. Главное, что мастерам удалось добиться полного оркестрового звучания. С одной стороны, орган прекрасно будет сливаться с оркестром, но с другой — это полноценный сольный инструмент, — сказала г-жа Мельникова.
На генеральной репетиции инструмент закапризничал, и его механика дала сбой. Во время исполнения народным артистом России, ректором Казанской консерватории Рубином Абдуллиным Токкаты и фуги ре минор Баха появился непрекращающийся звук в верхнем регистре. Органист все-таки доиграл произведение до конца, после чего инструмент окружили озадаченные мастера, пытавшиеся найти причину неполадки. Посторонний звук то исчезал, то возвращался, не давая музыкантам играть.
Судя по репетиции, ансамблевые номера больше подходят для нового органа Большого. При сольном звучании ему заметно не хватает мощи в средних регистрах. Возможно, этот инструмент намного эффектнее будет звучать в верхних ярусах, неподалеку от которых рождается звук.
Услышать орган на сцене Большого театра можно было с 1883 года. Перед Первой мировой войной старый инструмент отправили в отставку, заменив его немцем фирмы Walcher. В 1971 году в Большом поставили электронный орган, к услугам которого чаще всего прибегают в музыкальных театрах, и вот теперь вернулись к давней традиции.