Столичный метрополитен заработает на продаже старых вагонов

Московский метрополитен выставит на аукцион вагоны устаревших моделей, у которых истек срок службы, сообщил «Известиям» источник в структуре. Стартовая цена за первые 120 вагонов — почти 8 млн рублей. В следующем году предполагается продать еще около 100 вагонов. Планируется, что подвижной состав после продажи отправится на металлолом, однако не исключены и другие способы использования вагонов: в качестве запчастей для метро в других странах, бытовок для мигрантов или музейных экспонатов.
Решение о продаже вагонов моделей «Е», 81-717/714 и 81-720/721 было принято в связи с массовой модернизацией подвижного состава в столичной подземке. Ранее вагоны, у которых закончился срок эксплуатации, метрополитен утилизировал своими силами, а в последние годы к этому стали привлекать сторонние организации, проводя конкурсы «на резку».
Как пояснил источник в метрополитене, теперь вагоны будут продаваться партиями по три штуки, а покупатель сможет использовать их по своему усмотрению. Однако в договоре с покупателем будет прописано, что метро может гарантировать пригодность вагонов только для сдачи в лом, а не для использования в других целях.
Такая схема более выгодна, чем утилизация подвижного состава собственными силами, поскольку сокращаются непрофильные затраты на слесарей, отметил эксперт общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов. Кроме того, будет учитываться средняя стоимость для каждого вагона, а с учетом того, что это аукцион, цена еще подрастет.
По словам Морозова, вагоны модели 81-717/714 составляют большинство в структуре подвижного состава метро, особенно их много на Калининской, Калужско-Рижской и Замоскворецкой линиях. Нормативный срок службы таких вагонов — примерно 30 лет, однако при своевременной модернизации транспорт способен нормально работать и по 50 лет, уточнил эксперт.
— В Буэнос-Айресе лишь недавно поменяли вагоны 1910–1930-х годов на списанные вагоны из Мадрида, выпуска 1950-х годов, так что наши вагоны могут использоваться в других системах метрополитена — в целом отремонтированном виде или разобранные на запчасти, — сказал он. — В отличие от автобусов и троллейбусов рельсовый транспорт имеет очень большой запас прочности.
Морозов добавил, что списанные вагоны могут также превратиться в бытовки для мигрантов, экспонаты в музеях, посвященных транспорту, и даже в донное убежище для водных обитателей.
— В метро Нью-Йорка в 1950-х годах использовались модели вагонов «Красная птица». После списания их очистили от всех потенциально вредных частей, оставили только стальной остов. Потом вагоны опустили на дно водоема, они превратились в укрытие для морских животных и рыб.
Заместитель директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Евгений Арсенов предположил, что списанный транспорт может использоваться в бывших республиках СССР, где есть метро, но оно не так хорошо финансируется. Однако эксперт подчеркнул, что старые вагоны придется дополнительно оборудовать кондиционерами, современными системами безопасности, а также применить ряд мер по повышению энергоэффективности.