Балетный «Оскар» недосчитался победителей

В Москве вручили 21-й международный балетный приз «Бенуа де ла Данс». Лауреатами премии в номинации «Лучший танцовщик» стали Албан Лендорф (Датский королевский балет) и Вадим Мунтагиров (Английский национальный балет). «Лучшая танцовщица» — Ольга Смирнова (Большой театр), «Лучший хореограф» — Ханс ван Манен и Кристофер Уилдон (Национальный балет Нидерландов). Еще один специальный приз — «За жизнь в искусстве» — присужден хореографу Джону Ноймайеру.
Торжественная церемония награждения состоялась на исторической сцене Большого театра. В роли ведущих вечера в неравном тандеме выступили народные артисты России Святослав Бэлза и Мария Александрова: звезде Большого театра было заметно неловко в разговорном жанре.
По правилам «Бенуа», жюри решает, кому достанется премия еще накануне, однако результаты держатся в секрете до самой церемонии. Поэтому предполагается, что на церемонии должны присутствовать все номинанты.
Из 17 номинантов на церемонию приехали всего 13. Об отсутствии Кристофера Уилдона и Тиграна Микаэляна было известно заранее: по словам организаторов, Уилдон не смог приехать из-за напряженного репетиционного процесса, а Микаэлян получил травму. Не приехал и солист Королевского балета Эдуард Уотсон.
Вполне вероятно, что отсутствующие номинанты предпочли другие проекты премии «Бенуа» из-за материальных соображений: по правилам приза, номинантам — уже состоявшимся мастерам балета — гонорары не положены. Этой чести удостаиваются лишь участники второго вечера — гала-концерта лауреатов разных лет.
Однако на церемонии выяснилось, что отсутствует еще и солистка Большого театра Ольга Смирнова: о том, что танцовщица находится на гастролях, объявили, когда член жюри, британский хореограф Дэвид Доусон уже приготовился вручить ей статуэтку авторства Игоря Устинова.
В свете того, что еще месяц назад член жюри, и.о. худрука Большого балета Галина Степаненко не смогла ответить на вопрос журналистов, что именно из обширной номинированной программы — «Баядерку», «Дочь фараона», «Ивана Грозного», «Бриллианты» — девушка будет танцевать, отсутствие г-жи Смирновой скорее кажется запланированным обманом зрителя, чем неожиданностью.
Впрочем, неприятности сопровождали всю торжественную часть. По окончании церемонии занавес закрылся аккурат во время вручения участникам цветов. Во время выхода на импровизированную красную дорожку Ханса ван Манена сопровождающее видео запустили с заметным опозданием, а председателю жюри Юрию Григоровичу было предложено награждать номинантов с пустыми руками. Впрочем, маэстро, единственный из всех членов судейской коллегии одетый в белое, не растерялся и объявил, что готов.
В конце концов организаторы и вовсе не учли еще одного участника церемонии — ему не досталось посадочного места на сцене. А между тем получить награду «За жизнь в искусстве» приехал маэстро Пьер Лакотт, единственный из всех воспользовавшийся возможностью сказать благодарственное слово.
— Этот приз для меня значит очень много. Россия — страна, которую я очень люблю и куда мечтал приехать с детства. Сегодня вечером я думаю о человеке, которого нет с нами, но который, надеюсь, скоро вернется. Это Сергей Филин, — заметил г-н Лакотт.
Во второй части вечера состоялся гала-концерт номинантов и лауреатов премии. Наибольшее признание публики заслужила работа Ханса ван Манена «Вариации для двух пар» в исполнении солистов Национального балета Нидерландов Игонэ де Йон, Йозефа Варга, Анны Цыганковой и Мэтью Голдинга — шедевр высокой неоклассики.