Завершился конкурс Каннского фестиваля: кому достанутся награды?

24 мая гала-премьерами
фильмов Романа Полански «Венера в мехах» и Джима Джармуша «Выживут только
любовники» закончился показ конкурсных фильмов 66-го Каннского фестиваля. 25 мая жюри под председательством Стивена Спилберга назовет
победителей. В отличие от прошлых лет, когда ближе к концу программы имена
лауреатов можно было предсказать с большей или меньшей долей уверенности, сейчас призовой
расклад допускает несколько вариантов. Первый — радикальный, второй — умеренный.
В случае радикального
развития событий «Золотая пальмовая ветвь» достается фильму Абделатифа Кешиша
«Жизнь Адели», вызвавшему наибольший резонанс и почти единодушное воодушевление критиков.
Канн любит рифмы, и вслед за историей о гомосексуальной любви («За
канделябром» Стивена Содерберга) последовала история о любви лесбийской.
Героиня Кешиша Адель, которой в начале фильма 15 лет, живет в городе Лилль, изучает литературу, хочет стать учительницей начальных классов и пытается
разобраться с собственной сексуальностью. Появление в ее жизни синеволосой
студентки Академии изящных искусств кладет конец поискам и экспериментам: Адель
влюбляется — по-настоящему, глубоко и трагически.
Трехчасовой фильм Кешиша очень подробен — в том числе и в откровенных
любовных сценах. Но вряд ли именно этим он войдет в историю — скорее, картина запомнится как
рассказ о силе чувства простодушного человека и предательстве изощренного ума.
Синеволосая подруга в конечном итоге жертвует отношениями с Аделью ради более
выгодной «партии»: племянницы главного галериста города. Подобно тому, как это
происходит в романах Пруста, течение времени в фильме Кешиша имитирует течение
самой жизни, и так же, как в жизни, ключевые события никак не
акцентируются. Зрителю не даются наводки и подсказки, и ничто не мешает его
позиции наблюдателя.
Легко предположить, что члену
жюри, замечательному румынскому режиссеру Кристиану Мунджиу, фильм Кешиша должен
понравиться. Но как отнесутся к этому радикальному европейскому кино Стивен Спилберг и остальные — большой вопрос.
Если «Золотая пальмовая
ветвь» Кешишу все-таки не достанется, то с большой долей вероятности золото
за лучшую женскую роль будет присуждено сыгравшей Адель молодой актрисе Адели Экзаркопулос. Или исполнительницам обеих ролей: играющая
синеволосую художницу знаменитая уже и за пределами Франции Леа Сейду («Полночь
в Париже») ничем не уступает своей партнерше.
Награда актрисам (или актрисе)
из «Жизни Адели» будет означать, что события развиваются не по радикальному
варианту. И тогда «Золотая пальмовая ветвь», скорее всего, уйдет к
«Небраске» Александра Пэйна. В отличие от фильма Кешиша или, скажем, «За
канделябром», эта картина, ничьей морали не оскорбит.
Напротив, фильм Пэйна —
своего рода гимн традиционным семейным ценностям, сыновьему долгу в том числе.
Сюжет простейший: старому, почти выжившему из ума человеку (Брюс Дерн) кажется,
что он выиграл в лотерею $1 млн. За выигрышем надо отправиться за
несколько сотен миль, в город Линкольн. И старик, к ужасу жены и двух взрослых
сыновей, стартует в этом направлении пешим ходом.
Полиция возвращает его домой,
но ясно, что он не успокоится. А потому младший сын (Вилл Фортие), сказавшись
на службе больным, решает отвезти отца в Линкольн, а по пути заехать в Небраску,
откуда идут корни семьи, где встретились и поженились отец и мать и где до сих
пор живут (или лежат на местном кладбище) их бывшие друзья и возлюбленные.
Проведя вместе с отцом несколько дней, сын
понимает: «работает» лишь самое близкое родство, все остальные связи —
формальны. А вот связь между родителями и детьми — это то, на чем держится жизнь. И если Набоков писал: «Балуйте детей, ведь вы не знаете, что
ждет их в будущем», то посыл Пэйна зеркален: балуйте своих престарелых
родителей, потакая даже тому, что может казаться блажью. Ведь вы знаете, что их
ждет...
Учитывая режиссерское
мастерство и безупречный черно-белый видеоряд, «Небраска» — как раз то кино,
которое может примирить всех членов жюри, будь они выходцами из авторского или
зрительского кинематографа.
Что касается золота за
лучшую мужскую роль, нет особых сомнений в том, что оно достанется Майклу
Дугласу или дуэту Дуглас — Дэймон из гомосексуальной драмы Стивена Содерберга.
Вряд ли останутся без наград
братья Коэн: логично предположить, что их ретро «Внутри Льюина Дэвиса» получит приз за режиссуру.
Как впишется в призовой
расклад «Прикосновение греха» Цзя Чжанке (истории четырех жителей современного
Китая как отражение далеко не идеальной ситуации в этой стране) — не ясно, но
впишется почти наверняка. Как, впрочем, и «Прошлое» — первая франкоязычная
картина иранского режиссера, любимца фестивалей Асгара Фархади.
А вот показанные в последний
конкурсный день картины двух классиков мирового кино — «Выживут только любовники»
Джима Джармуша и «Венера в мехах» Романа Полански, скорее всего, не войдут в
число лауреатов, но это не делает их менее интересными.
Джармуш рассказывает историю
двух «бессмертных», влюбленных друг в друга вампиров (Том Хиддлстон и Тильда
Суинтон), слишком изысканных для современного мира, который, по убеждению героя,
погубят уже расселившиеся по Земле зомби. Как всегда у Джармуша, в фильме не
только серьезный философский подтекст, но и масса остроумнейших шуток. Пожалуй,
даже слишком много для тяжеловесного каннского золота.
Роман Полански вслед за
показанной два года назад в Венеции «Резней» вновь ставит фильм по театральной
пьесе — это «Венера в мехах» Дэвида Ивса, в свою очередь написанная по мотивам знаменитой одноименной повести Захера-Мазоха. Если в «Резне» были
задействованы четыре актера, то теперь только двое, а вот персонажей — четверо.
Дело в том, что Матье Амальрик играет и режиссера, который ставит «Венеру в
мехах», и самого героя пьесы, а Эммануэль Санье — и актрису, и ее персонажа. Причем
по ходу фильма мужчина и женщина иногда меняются ролями.
Полански, которого в Канне
встречали восторженно, признает, что снял фильм о доминировании: женщин — над
мужчинами и мужчин — над женщинами, режиссера — над актерами, а иногда, как в
фильме, актрисы — над режиссером. Матье Амальрик как две капли воды похож на молодого Романа Полански: кстати, он рассказал на пресс-конференции, что у него тоже есть польско-еврейские корни.
На вопрос, какую главную задачу он ставил перед собой в этом фильме, Полански ответил: «Не наскучить зрителю, все-таки трудно смотреть полтора часа на двух актеров в одном интерьере». Зрителю он не наскучил. Но, учитывая, что два года назад венецианское жюри даже искрометную «Резню» оставило без наград, шансов на призы у «Венеры в мехах» не так уж много