«Новая Голландия — место с многообещающей молодой энергией»

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка «Весна: совершенство, талант и вдохновение», где представлены образцы современной школы голландского дизайна, считающейся одной из ведущих в мире. В Северную столицу экспозиция, проходящая в рамках Санкт-Петербургской недели дизайна, приехала из Милана, а ранее экспонировалась в Эйндховене. Корреспондент «Известий» встретился с куратором экспозиции Мириам ван дер Люббе, чьи работы тоже представлены на выставке.
— Вы обмолвились, что для Петербурга хотели бы сделать что-то экстраординарное.
— Да, ваш город — особенный, и мне хотелось сделать что-то особенное. Я выбрала пятнадцать главных имен, которые связаны с академией дизайна в Эйндховене и в то же время известны по всему миру. Это выборка представляет собой наиболее широкий спектр дизайнерских дисциплин. Начиная от Макса Баренбурга, который создает изумительные детские коляски, прославленные по всеми миру, и заканчивая Кориен Помпе, железной леди, которая в данный момент работает главным дизайнером в Volvo. Тут представлены все типы голландской дизайнерской деятельности. Эти пятнадцать человек выбрали еще по два имени — тех, кто повлиял на них, и тех, на кого повлияли они сами.
— Почему вы назвали выставку «Весна»?
— Весна это обновление, творческий рост и эстетическая свежесть. Выставка обозначает преемственность между поколениями. Мы все возлагаем надежды на молодых авторов, которые на нашей «Весне» являются в некотором смысле распустившимися бутонами.
— Можно сказать, что здесь представлен полный срез голландского дизайна?
— Не совсем, голландский дизайн на самом деле еще обширнее. Но в данной выставке прослеживается важная связь с Эйндховеном, городом-меккой всего самого передового и креативного в голландской дизайн-индустрии.
— Посоветуете обратить внимание на какой-нибудь экспонат?
— Это будет сложно, потому что здесь каждая вещь представляет собой отдельную индустрию. Они все одинаково важны.
— Все кураторы так говорят.
— Дело в том, что работы Пиет Хейн Эйека попросту некорректно сравнивать с экспонатами Юргена Бея ввиду сильных жанровых различий. Они слишком разные. Но если вы хотите услышать мое собственное мнение — я бы выбрала обгоревшую мебель Мартена Баса.
— Что вас сейчас больше всего волнует в дизайне?
— То, что он становится все более социальным. Сейчас происходят сложные тектонические сдвиги во всем дизайнерском мире, и само понимание профессии дизайнера изменяется. Если раньше в первую очередь обращали внимание на имя, то в последнее время, наоборот, именно объект становится во главу угла и приобретает самостоятельную ценность. Люди всё больше начинают оценивать облик предметов, начиная с частных случаев домашнего благоустройства и заканчивая крупной промышленностью.
— Какую реакцию вы ждете от русских зрителей?
— Знаете, все три выставки, организованные мной до того, были совершенно разные. В Эйндховене выставка напоминала скорее вечеринку. Там была очень домашняя атмосфера, потому что мы круглый год летаем по всему миру, а тогда встретились и почувствовали себя дома. В Милане выставка получила международное освещение. Здесь же, в Санкт-Петербурге, я надеюсь, людям будет интересно познакомиться с иной дизайнерской культурой. Очень хочется послушать отклики русских дизайнеров, побеседовать.
— У кого вы сами учились?
— Начинать нужно со школы. Хотя нет, даже лучше с родителей — именно они привили мне задатки дизайнерского чутья. На самом деле я учусь всю жизнь, и даже сейчас продолжаю учиться у своих клиентов, менеджеров и продюсеров, и, конечно, у собственных учеников. Я уверена, что вы в России знаете работы Хайса Баккера, крестного отца всего голландского дизайна, который прославился ювелирными украшениями. Когда я оканчивала академию дизайна, он был моим преподавателем, и, помнится, у нас были большие и содержательные диспуты, из которых я вынесла очень много профессионально значимых вещей.
— Вы слышали что-нибудь о современном русском дизайне?
— Не очень много. Но зато я недавно посетила Новую Голландию. Это уникальное культурное пространство в Петербурге с удивительной многообещающей молодой энергией. Там множество творческих людей, которые обладают ярчайшим профессиональным потенциалом. Это очень хорошая почва для развития русского дизайна.
Выставка продлится до 12 июня.