«В ближайшие 15 лет нас ждет страшная демографическая яма»

Вероника Скворцова сообщила, что Минздрав прогнозирует спад рождаемости. Отметив, что практически удалось остановить убыль населения, министр тем не менее говорит, что прогноз «не радужный». Связано это с тем, что уменьшается число женщин репродуктивного возраста, так как в начале 1990-х был значительный спад рождаемости.
При этом она сообщила, что Минздрав принимает комплекс мер, чтобы минимизировать снижение рождаемости. Например, предпринимаются меры по снижению числа абортов, внедрению репродуктивных высоких технологий в области экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Также министр возлагает надежды на антитабачный закон, который, по расчетам, позволит спасти 150–200 тыс. жизней.
— Это, конечно, средние меры, их нельзя назвать эффективными. ЭКО у нас, к сожалению, является частью коммерческого рынка и ограничено в бюджетном плане, поэтому это всё полумеры, — прокомментировал выступление министра председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Основная проблема, подчеркнул специалист, — социально-экономическая.
— Зависит от тонуса, перспективности жизни в стране и требует межведомственных стратегий и программ. Такой демографической политики на десятилетия у нас пока нет. На Веронику Игоревну и последующих министров в ближайшие 15 лет падет страшная демографическая яма, которую никакими срочными принципиальными мерами изменить нельзя, — считает Крупнов.
Главное, по его мнению, — это долгосрочная демографическая политика государства, при чем речь должна идти не о пяти и не о 15 годах, а о столетии.
— Если мы не начнем этого делать, к концу столетия население России будет составлять максимум 60–70 млн, хотя вряд ли она с таким население к концу столетия доживет, — прогнозирует демограф.
При этом Крупнов отметил, что не стоит смотреть на эту проблему слишком пессимистично. Демография, по его словам, это не закон, где «все намечено и предопределено».
— Здесь 99% — это воля каждого человека. Мне кажется, все-таки у нас есть позитивный сценарий и ничего не предопределено. На пять ближайших лет мы ничего не изменим, но уже на 2030 год можем очень серьезные вещи планировать.
— Все эти разговоры про потребительское общество, что Африка растет, Азия растет, а «белый мир» вымирает — это все чушь. Вопрос не в том, что нам на кладбище ползти и рассказывать о пассионарности, о том, что есть стареющие, а есть молодые нации — это все псевдонаучно. Не надо вестись на это. Нету ничего предопределенного, — резюмировал Крупнов.