Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Первая и последняя версии «Перевала Дятлова»

Анна Матвеева предложила свою интерпретацию трагедии 1959 года
0
Первая и последняя версии «Перевала Дятлова»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

История загадочной гибели свердловских студентов в лыжном походе 1959 года вновь на слуху. Появляются новые фильмы, книги, сайты, посвященные «Перевалу Дятлова». Даже Борис Акунин в своем блоге отдал дань этой теме. Однако первой книгу с таким названием выпустила Анна Матвеева. Видимо, чтобы напомнить об этом, АСТ взялось за новое издание.

Впервые «Перевал Дятлова» вышел  в журнале «Урал»: в публикации 2000 года он был назван повестью. Затем было несколько книжных переизданий.

Теперь издатели представили обновленную редакцию романа, с уточненным названием «Перевал Дятлова, или Тайна девяти». Причем вышел он уже в именной серии «Проза Анны Матвеевой», ведь после этого дебюта у писательницы вышло шесть книг. Только что ее последний сборник рассказов «Подожди, я умру — и приду» был отобран в финал премии «Большая книга». 

По словам редактора книги Елены Шубиной, «Перевал Дятлова» был «существенно стилистически переработан автором». Писательница четко структурировала все версии трагедии: от «атомного взрыва» до «натриевого облака», от «замерзания» — до «нападения медведя». Хотя композиционный принцип остался неизменным. Порции документального материала, на котором основан роман, чередуются с вымышленными эпизодами. 

Матвеева прибегает к такому проверенному приему, как «роман в романе». Начинается история с того, что некая екатеринбургская писательница один за другим получает странные «знаки». На ее лестничной клетке молчаливо стоят незнакомые люди «в лыжных брюках и штормовках». Затем выясняется, что ее покойный сосед завещал ей папку с собственным расследованием истории Дятлова. После соседа появляется еще случайная знакомая, тоже фанатка «дятловской загадки». Вокруг «дятловцев» сразу оказывается много заинтересованных людей, причем к концу романа их количество возрастает.

Все эти «совпадения» заставляют героиню отложить недописанную книгу и как следует взяться за документальное повествование о советских туристах. Ей сразу становится понятно, что история запутанная, и в случае с «Перевалом Дятлова» оказывается верна истина «говорящий не знает, а знающий не говорит». Однако, как только персонажей начинают одолевать сомнения, в компьютере героини появляются непонятно кем написанные строки...

Мистический элемент не всегда хорош для исторического повествования, видимо с этим и связана идея новой редакции. Тем более что в финале автор предлагает свою, вполне обоснованную версию произошедшего. Мистика в таких случаях только снижает достоверность.

Благодаря этой, не без иронии поданной мотивации новый роман уже очутился в списках электронных бестселлеров в разделе «Фантастика». Хорошо хоть, что не в разделе «Политика» — ведь наиболее подходящей причиной того, что эта история до сих пор так востребована, может служить ее символичность. «Молодые, сильные, умные, решительные, опытные, дружные, честные» ребята двинулись покорять вершины. Это была настоящая «элита строителей коммунизма». Может быть, что и построили бы, не обязательно «коммунизм». Но, как всегда, нашлись нехорошие люди, которые сэкономили на хорошей экипировке.

Эта ситуация хорошо знакома еще по «Двум капитанам» Вениамина Каверина. В «Перевале Дятлова» есть и другая перекличка с этим классическим романом. Обычно история погибших туристов трактуется как «мужская». Но Анна Матвеева находит в походной романтике и любовную линию. Одна из девятерых, Люся Дубынина, оставляет в дневнике грустные записи, ей «очень и очень тяжело», и это не связано ни с плохой экипировкой, ни с одной из шестнадцати, перечисленных в новой редакции романа версий. 

Чужая драма не то чтобы становится для героини-писательницы «личной», но во всяком случае, помогает преодолеть трудности собственной жизни. Это могло бы звучать пафосно, если бы Матвеева не придумала мелодраматический ход. Писательница не становится «вторым капитаном», даже планы с изданием книги более чем туманны. Но зато она подключает к расследованию мужа, который ее было бросил, но «под дятловскую историю» вдруг вернулся.    

Комментарии
Прямой эфир