«Авилон» подтвердил свое право на продажу Mercedes-Benz в суде

В Арбитражном суде Москвы столичная компания «Авилон» выиграла иск к российскому представительству немецкого концерна Daimler AG «Мерседес-Бенц Рус», которое полгода назад без объяснения причины разорвал с ней дилерский договор. Суд признал это решение незаконным и постановил вписать в договор пункт, запрещающий разрывать соглашение в одностороннем порядке. «Авилон» остается крупнейшим дилером Mercedes-Benz в России, однако для него, как и для остальных дилеров, по-прежнему будут действовать ограничения на продажу автомобилей клиентам, связанным с госведомствами.
Поводом для обращения юристов «Авилона» в Арбитражный суд стало неожиданное решение «Мерседес-Бенц Рус» в ноябре 2012 года о расторжении дилерского договора с компанией, который был заключен еще в 2007 году и не имел конечной даты. Для «Авилона» это решение грозило серьезными проблемами в бизнесе и даже увольнением всего персонала — около 500 человек.
Представители «Авилона» неоднократно пытались прояснить ситуацию с руководством российского представительства Daimler, однако сделать этого так и не смогли. После этого было принято решение обратиться в суд. Юристы компании просили признать незаконным пункт договора, дающий право «Мерседес-Бенц Рус» расторгать договор без объяснения причин. Суд встал на сторону «Авилона».
— Компания довольна тем, что удалось доказать безосновательность расторжения договора, и связывает это с недопониманием, которое сложилось с предыдущим руководством «Мерседес-Бенц Рус», — заявила «Известиям» финансовый директор «Авилона» Ирина Монахова. — «Авилон» старался никогда не нарушать ни одно из существовавших соглашений. Благодаря принятому решению компания не будет сокращать штат и продолжает принимать заказы на автомобили и сервисные контракты.
В «Авилоне» считают, что решение Арбитражного суда благоприятно скажется на развитии всего отечественного авторынка и может стать прецедентным для отношений между другими импортерами и дилерами.
В «Мерседес Бенц-Рус» отказались прокомментировать изданию ситуацию вокруг взаимоотношений с «Авилоном».
— Мы не комментируем судебные решения, — заявил «Известиям» официальный представитель компании Андрей Родионов.
По данным издания, решение о расторжении договора с «Авилоном» было принято российской «дочкой» Daimler AG из-за несогласия дилера выполнять отдельные пункты новой антикоррупционной программы, принятой на вооружение «Мерседес-Бенц Рус». Одним из ее ключевых пунктов является запрет на продажу автомобилей Mercedes-Benz клиентам, связанным с госструктурами. Данная программа была принята из-за давления на немецкий автоконцерн минюста США, а крайним оказался крупнейший российский автодилер.
Американский минюст обвинил немецкий концерн в подкупе в период 1998–2008 годов чиновников в 22 странах мира, отвечавших за контракты на закупку автомобилей для госнужд. В России под подозрение попали хозяйственники МВД, Минобороны, гараж особого назначения ФСО, предприятия «Машиноимпорт» и «Доринвест», администрации Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. По признанию сотрудников Daimler, только с 2001 по 2005 год российские чиновники получили в качестве «откатов» €5 млн. В апреле 2010 года генпрокурор Юрий Чайка объявил о том, что правоохранительные органы России занимаются расследованием всех обстоятельств дела и запросили для этого в США официальные материалы.
В январе 2011 года президент Дмитрий Медведев заявил, что российским следователям не дали информацию о конкретных фигурантах дела Daimler, однако они сами нашли посредников и привлекли их к ответственности.
Участники рынка отмечают, что «Авилон» сделали виновным как из-за политических, так и экономических причин. Daimler AG нужно было наказать «виновных», и российский автодилер прекрасно подходил на эту роль. Правда, в период 1998–2005 годов, о котором заявлял минюст США, «Авилон» не был еще официальным автодилером в России, поставляющим автомобили Mercedes-Benz для госструктур, и не мог раздавать никаких взяток чиновникам, чтобы получить крупные госзаказы.
Что касается концерна Daimler, то ему удалось замять скандал еще в 2010 году, после того как немцы выплатили американским властям штраф в $185 млн. Российское представительство Daimler с тех пор избавилось от «засветившихся» в истории сотрудников. Изменился и принцип закупок. Отныне чиновники покупают Mercedes напрямую, без посредников, только у российского представителя Daimler — «Мерседес-Бенц Рус».