В ГМИИ имени Пушкина пришла «Весна священная»
Сотрудники ГМИИ имени Пушкина не смогли пройти мимо юбилея «Весны священной» и приурочили к 100-летию премьеры детища Игоря Стравинского, Николая Рериха, Вацлава Нижинского и Сергея Дягилева выставку.
― Изначально это была идея Ирины Александровны Антоновой, ― рассказывает куратор проекта Инна Войтова. Экспозиция планировалась небольшой. Мы просто хотели отдать дань этому событию. В Петербурге, в Музее Рериха, проходит выставка, посвященная этому юбилею. И мы решили, что в столице необходимо представить экспозицию на эту тему.
Идейный вдохновитель выставки Ирина Антонова не смогла присутствовать на ее открытии. Но, по словам Инны Войтовой, г-жа Антонова осмотрела экспозицию заранее.
― Ирина Александровна приходила до открытия: все делается под ее контролем, она смотрит все экспозиции музея. Любит бывать одна, чтобы ее никто не отвлекал, поэтому мы не всегда знаем, когда она приходит, ― отметила г-жа Войтова.
Над выставкой трудились молодые кураторы. Совместно с Музеем Бахрушина, Музеем музыкальной культуры имени Глинки и Центром Николая Рериха они поскребли по сусекам и набрали около 20 экспонатов. Среди них — четыре оригинальные работы Николая Рериха: картина 1945 года «Весна священная», а также три эскиза декораций к балету. В числе подлинников ― фотографии начала XX века: портреты Николая Рериха и Вацлава Нижинского.
Для желающих увидеть «Весну...» воочию, в зале стоит телевизор, транслирующий запись отреставрированного балета Вацлава Нижинского, которая должна телепортировать зрителей в 1913 год.
― Наша выставка большей частью информативная, ― признается Инна Войтова. Но чтобы создать атмосферу времени, премьеры балета, мы поставили плазму. В итоге, мне кажется, у нас получилась смесь информативности и атмосферности.
К сожалению, во время просмотра экспозиции создается ощущение дефицита оригиналов: рукописи «Весны» Стравинского представлены фотографиями, афиша с премьеры ― сканом, а уникальные костюмы, сшитые по эскизам Рериха, посетители рассматривают по книгам.