Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лидер Сирии предложил построить в Дамаске башню Трампа
Мир
BI узнал о намерении НАТО изменить военную доктрину из-за превосходства РФ
Армия
ФСБ выявила крупный тайник с оружием украинских диверсантов в Курахово
Общество
Мирошник сообщил о шести погибших от ударов ВСУ за время майского перемирия
Мир
В некоторых районах Триполи из-за столкновений отключили электроэнергию
Культура
В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
Экономика
Число студий в новостройках Москвы за год сократилось на 13%
Мир
Военные Тайваня впервые провели учения со стрельбой из реактивных систем HIMARS
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил пункт временной дислокации ВСУ в зоне СВО
Экономика
В Приморье возбудили уголовное дело о картельном сговоре на 121 млн рублей
Армия
Российские военнослужащие уничтожили бронемашину ВСУ в ДНР
Мир
ЦАХАЛ сообщила об ударах по позициям ХАМАС в городе Хан-Юнис
Мир
Гренландия возглавила Арктический совет от имени Дании
Мир
Посольство РФ не затронули вооруженные столкновения в Ливии
Армия
Минобороны показало кадры уничтожения беспилотников ВСУ типа «Баба-яга»
Общество
Общая площадь пожаров в Амурской области составила более 3 тыс. га
Мир
ФБР приказало своим агентам уделять больше внимания мигрантам

Водометы против лаицизма

Историк Станислав Хатунцев — о последствиях турецких волнений
7
Выделить главное
Вкл
Выкл

Причину нынешних волнений в Турции можно охарактеризовать, перефразируя известное изречение Фридриха Ницще: «Если долго всматриваться в революцию, то революция начнет всматриваться в тебя».

Анкара активно поддержала арабские революции. Она хотела выступить для них светочем и ориентиром политического, социального, экономического устройства, стать лидером всего исламского мира. Соперничая-сотрудничая с «демократичнейшими» Катаром и Саудией, Турция сыграла важную роль в свержении режима Каддафи в Ливии и почти два года пытается свалить Асада.

Однако недовольство действиями правительства давно накапливается и в самом турецком обществе. «Звоночки» уже звучали и раньше, однако проходившие в стране демонстрации, например, против вмешательства в сирийскую войну, числом участников рекордов не били.

В минувшем месяце это положение изменилось. 1 мая в Стамбуле состоялись манифестации, которые переросли в беспорядки. Десятки тысяч людей потребовали ограничить власть правящей партии. А совсем недавно Партия свободы и справедливости ввела давно планировавшиеся ею запрет рекламы и ограничения на продажу и употребление алкоголя. Эта мера, воспринятая многими как очередной шаг в процессе реисламизации страны, повысила градус общественного недовольства в целом.

Сдетонировало оно по, казалось бы, не слишком важному поводу — в связи с реконструкцией маленького стамбульского парка Гези. Скромные протесты экологов длились четыре дня, но разгон мирной демонстрации, против участников которой полиция использовала спецсредства, изменил всю ситуацию радикально. Он буквально взорвал страну. В столице страны Анкаре протестующие вышли на улицы под лозунгом «Везде сопротивление, везде Таксим» — турецкий вариант египетского Тахрира.

То, что началось как акция экологов местного, чисто городского значения, переросло в общенациональное недовольство политикой государства в целом. Парк неожиданно для всех, в том числе для организаторов скромной стамбульской акции, стал символом всего, что уничтожает правительство. Следует, однако, сказать, что план модернизации Гези сам по себе очень символичен: его осуществление предполагает вырубку деревьев (символ отношения Эрдогана к природе страны) и восстановление исторического здания казармы, причем османской эпохи. Мыслится она как городской музей, но в ней же собираются построить торговый центр. Торговые центры как таковые являются символом турецкой жизни периода правления ПСР. Это основное место «общественного» проведения досуга; туда ходят поодиночке и семьями, как правило, не имея такому времяпрепровождению реальной альтернативы. В этом «эрдогановском» наборе  (ухудшение экологии, воскрешение Османской империи и торговый центр, возводимый близкими к ПСР компаниями) не хватает только мечети — и вот вам, пожалуйста, полная модель того, что хочет видеть и активно строит в стране ее руководство.

 Возмущение охватило не только привычную к политическим баталиям оппозицию. Оно объединило даже тех, кто ранее был неспособен встретиться на одном гектаре, к примеру, враждующих друг с другом болельщиков клубов «Фенербахче», «Галатасарай», «Бешикташ» и футбольных фанатов в целом с … местными трансвеститами.

Толпы народа собираются на площадях и на улицах, забрасывают камнями и «коктейлями Молотова» офисы правящей партии, жгут автомобили, строят баррикады, расписывают баллончиками с аэрозолью все что можно призывами «Долой правительство!», а полиция пускает в дело дубинки, слезоточивый газ, пластиковые пули, мощные водометы, как бы стараясь «смыть» с турецкой земли лаицизм — основу секуляризованного светского общества, насаждавшуюся со времен Ататюрка.

И думается, что к падению кабинета Эрдогана нынешние протесты не приведут, но они самым серьезным образом скажутся на его популярности. В 2011 году правительство Партии справедливости и развития устояло, но вес ее в парламенте снизился. Очередные выборы могут не обеспечить ей решающей доли. Жизнь подталкивает премьера и его окружение к пересмотру многих направлений своей политики. Внутри страны движение, многими оцениваемое как «назад к шариату», по-видимому, придется прекратить, а на международной арене — отказаться от помощи деструктивным силам, размахивающим знаменем-копьем «революции». Они, в чем убеждает практика, дестабилизирует не только соседей, но и саму Турцию.

Несколько дней назад в одном из крупных городов страны задержана группа лиц, имевших при себе пару килограммов зарина или же подобных ему отравляющих веществ. Следствие склоняется к версии, что использовать эти вещества планировалось именно в Турции. Выявляются связи арестованных с группировкой «Джебхат ан-Нусра», воюющей в Сирии. Зарин они могли получить из «освободившейся» Ливии, в которой орудуют вооруженные банды, или, например, из Ирака, где обнаружены три подпольные фабрики «Аль-Каиды», занятые его производством. Сеть сторонников «всемирного халифата» не признает национальных интересов и национальных границ, а Эрдоган для нее — временный, ситуативный союзник: «мавр», делающий черное дело.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности