Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Эрдоган заигрался в падишаха»

Спецкор «Известий» Елизавета Маетная наблюдала на площади Таксим, как недовольные Эрдоганом пытаются сформулировать свои требования
0
«Эрдоган заигрался в падишаха»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Самый ходовой товар в районе площади Таксим — защитная маска-респиратор и очки для плавания. Когда полиция пускает газ, без них не обойтись. Рядом с Таксимом, в организованных медпунктах, их раздают бесплатно, но на всех не хватает. В конце улицы Истикляль, где с прошлой пятницы каждый вечер идут массовые погромы, летают булыжники и брусчатка, валятся стекла и пускают газ, маску и очки продают за 7,5 лиры ($4). В коробке у продавца Али их сотни, но товар разлетается быстро — он говорит, что продает каждый день по 3 тыс. штук того и другого. Мы охотно покупаем, потому что глаза слезятся, а в горле першит, хотя последняя газовая атака была уже несколько часов назад.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Улица Истикляль, стамбульский Арбат, где расположены брендовые магазины и консульства европейских стран, дорогие рестораны и самые известные ночные клубы, сегодня перегорожена баррикадами и завалена мешками мусора. Управляющий самого известного и старейшего русского ресторана, который уже давно принадлежит туркам, с печальным видом смотрит в пустой зал: выручка, говорит он, упала на 90%, хорошо, что хоть окна и фасад целы. Крупным сетевикам — «Старбаксу», «Бургер-Кингу» и турецкому «Мадо» — досталось по полной: за то, что они не открыли двери демонстрантам, их просто разгромили и объявили бойкот в соцсетях. А бойкот в Турции — дело серьезное, можно запросто бизнеса лишиться, потому что ни приходить, ни покупать ничего не будут.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Представители «Старбакса» уже принесли официальные извинения в газетах и по ТВ, а свои кофейни отдали под медпункты, куда народ весь день подвозит воду, лекарства и лимоны. В «Мадо» сегодня утром заново вставили стекла и вывесили турецкий флаг, но посетителей всё равно нет. «Бургер-Кинг» стоит разбитый, как и изуродованные банкоматы Акбанка и Гаранти банка — совладельцев ведущих турецких медиахолдингов. В пятницу вечером, когда были первые ожесточенные столкновения на Таксиме, крупнейшие ТВ-каналы крутили документальные фильмы про пингвинов и развлекательные реалити-шоу. Демонстранты в ответ перевернули и сожгли машины тележурналистов — исписанные, они стоят теперь у входа на площадь.

«Эрдоган заигрался в падишаха»На самом Таксиме — главной площади Стамбула — царит полная анархия. Обычно здесь толпы туристов, сейчас — студентов и лицеистов. Многие из них в черных футболках — это «ответка» на то, что премьер-министр страны Эрдоган назвал протестующих «кучкой оборванцев». Таксим для левых, особенно для студентов, — место историческое: в 1980 году во время первомайской демонстрации здесь были расстреляны полицией 33 студента, и только в прошлом году, впервые за 30 с лишним лет, правительство вновь разрешило использовать площадь для празднования Первомая.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Дороги вокруг площади забаррикадированы и перегорожены автобусами со спущенными шинами. Пока студенты местного университета занавешивают их белой тряпкой, параллельно объясняя нам, что пора наводить порядок и не пугать приезжих, в нашу сторону летят камни — их кидают парень в черно-белой маске хакера-Анонимуса (Анонимусы за эти дни уже взломали сайты парламента, президента, Конституционного суда, МВД Турции и кучу сайтов других госучреждений) и мальчишка лет семи. «Эй, вы чего делаете? Зачем?» — не понимают студенты на крыше автобуса. «А это мы протестуем!» — кричит на ходу «анонимус» и, хватая за руку пацана, убегает во дворы.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Терапевт Туана Актупа купила на свои деньги ящик воды и два ящика молока, еще столько же передал от себя хозяин магазина, когда узнал, что она собирается на Таксим. Все это добро она передала на импровизированный пункт первой помощи — «ревир». Тут и рану обработают, и бесплатно накормят. Таких «ревиров» на Таксиме не меньше десятка днем, а вечером, когда народ приходит сюда после работы и начинаются стычки, еще больше.

«Эрдоган заигрался в падишаха»— Собиралась в отпуск и никуда не поехала. Почему, за что премьер Эрдоган назвал нас оборванцами? Я очень обеспеченная женщина, у меня частная практика, клиентура, и мне не нравится проводимая его кабинетом политика — женщине теперь не сделают аборт, потому что вначале врач должен проинформировать членов ее семьи. С какой, простите, стати кто-то другой вместо женщины будет решать ее судьбу? Срок нахождения в декрете увеличили до шести месяцев (было три), вроде бы это хорошо, но так криво прописали закон, что от беременных стали массово избавляться — чтобы им не платить, и это просто возмутительно, — объясняет 52-летняя Туана причины своего прихода на площадь. 

«Эрдоган заигрался в падишаха»К нам постоянно подходят девушки и парни и предлагают бесплатно еду и воду, рядом с лотка продает арбузы невысокий курд — 5 лир за один кусок (в городе 1 кг стоит 1 лиру). На него недобро косятся, но ни слова не говорят.

«Мы солдаты Ататюрка! — скандирует толпа молодежи справа. — Мы не будем твоими солдатами, Эрдоган!», «Таксим наш, и нашим останется!» — доносится слева. Перекличка заканчивается дружным исполнением гимна Турции. Поют до конца, слова знают все.
11-классница Чапа раздает соленое печенье, она купила его на деньги, которые дала ей мама, высокопоставленная сотрудница муниципалитета, по вечерам она тоже приходит на площадь. Отец, врач, прислал в медпункт лекарства.

«Эрдоган заигрался в падишаха»— Мои родители поддерживают протест, на работе их за это не притесняют, учителя тоже не против, что мы тут практически всем классом то продукты раздаем, то площадь убираем, — говорит девушка. Она не может нам объяснить, из-за чего тут уже который день весь сыр-бор — просто тут все ее друзья, и она с ними.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Мимо идет организованная колонна в белых халатах. Это врачи. Они скандируют, что гордятся активной молодежью. Парни и девушки в ответ кричат, что благодарны за всё врачам. В бывшей чайной, которую должны были снести, разместился стихийный госпиталь. На матрасе спит мужчина — на обеих ногах у него огромные красно-синие гематомы, врач говорит нам, что это следы от газовой шашки и он не знает, как уменьшить этот ожог.

— Через наш госпиталь прошло 5 тыс. раненых, около 600 человек мы отправили в частные клиники — если они попадут в государственные, то в итоге окажутся в полиции и их обвинят в хулиганстве, — говорит он.

«Эрдоган заигрался в падишаха»По официальным данным, раненых намного меньше — около 900 пострадавших, обратившихся в госбольницы. Врачи, работающие с демонстрантами, в основном студенты медуниверситетов, подмогу они вызывают через Twitter.

— За полчаса можем шесть госпиталей таких развернуть, ребята тут же приедут, — обещает молодой доктор. Он просит его не снимать, чтобы не было проблем в университете. Его главная претензия к премьер-министру Эрдогану — «он заигрался в падишаха или султана и не слышит оппонентов, которых тоже немало».

«Эрдоган заигрался в падишаха»Народ ставит палатки и подвозит матрасы, идти домой никто не собирается. Рядом с дворцом Долмабахче и стамбульской резиденцией премьер-министра — десятки автобусов с полицейскими. Дорогу к мечети Долмабахче, что неподалеку, преграждают водометы. Мечеть закрыта для посетителей, туда пускают только полицейских. Здесь в воскресенье принимали раненых, а сейчас отмывают молельные ковры.

«Эрдоган заигрался в падишаха»В автобусах у полицейских — ящики с сухпайком и соками.

— 102 часа люди без горячей пищи, плохо, конечно, но заменить нас некому — беспорядки во всех городах, люди спят в машинах и на асфальте, — говорит командир полицейского батальона. Он отказывается назвать свою фамилию — потому что «всего лишь выполняет приказ» и не уполномочен давать официальное интервью.

— Из спецсредств у нас только газовые шашки и водометы, да, у всех есть оружие и угрозы сотрудникам были реальные, но мы пока его не применяли. И команды на штурм тоже не было, а если поступит — будем действовать согласно приказу.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Командир объясняет нам, что в Турции нет проблем с демонстрациями, но их надо согласовывать с властями, а тут согласования не было. И еще, добавляет он, «меня убило, что они (протестующие. — «Известия») повели себя в мечети, как вандалы: обувь не сняли, принесли алкоголь».

«Эрдоган заигрался в падишаха»— Мы пресекаем незаконные демонстрации и останавливаем хулиганов, — говорит другой полицейский. — Сейчас идут переговоры, может, всё скоро закончится.

Кто с кем и о чем договаривается — непонятно, потому что конкретных лидеров у демонстрантов нет. Их лозунги — сначала против вырубки парка рядом с площадью, ставшие под конец политическими — «правительство Эрдогана в отставку!» — тоже не совсем ясны. Футбольные болельщики, секс-меньшинства, представители интеллигенции, обычные клерки, которых у нас называют «офисным планктоном», радикалы и консерваторы — все вместе они бунтуют уже пятый день — слишком разные и пока сами не представляют, что именно им нужно от премьер-министра. Пока общая претензия — Эрдоган, честно победивший на выборах в июне 2011 года (за него было 48% населения), решил всё за них, не хочет их слышать.

«Эрдоган заигрался в падишаха»Эксперты пока тоже не делают прогнозов. Только в одном они едины: это точно не киевский Майдан и не каирский Тахрир. И это не «арабская весна» — о силовом свержении власти речи вообще пока не идет. Протестующие ждут возвращения премьера Эрдогана из Марокко. Он вернется к выходным. Может, к тому времени турецкая Twitter-революция (все согласования и призывы о помощи народ узнает через Twitter) уже закончится, а может, митингующие смогут договориться между собой и сформулируют премьер-министру конкретные общие требования.

Комментарии
Прямой эфир