Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Кантор и Фигль-Мигль

Писатель Вадим Левенталь — о загадочном лауреате премии «Национальный бестселлер»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Второй раз в конкурсе «Нацбеста» побеждает петербургский автор, первый раз — женщина, а книга, опубликованная под дурацким псевдонимом, побеждает в серьезной премии впервые вообще в истории русской литературы. Победа столь же неожиданная, сколь и шокирующая. Если бы в «Нацбесте» устраивали тотализатор, человек, поставивший на Фигля-Мигля, озолотился бы. Всем было очевидно, что премия должна достаться Максиму Кантору за «Красный свет», — а вот поди ж ты.

Говорят, будто выбор между Кантором  и Фиглем-Миглем — это выбор между содержанием и формой. Как будто «Красный свет» — это важно, про что, и неважно, как написано, а «Волки и медведи» — книга ни про что, но написанная зато изысканно. Это очень далеко от истины. Как потому, что Кантор вовсе не так просто пишет, так и потому, что Фигль-Мигль, безусловно, писатель вовсе не литературы о литературе. В действительности «Волки и медведи» — роман о политике, или, точнее, о политическом, об измерении политического.

Более того — у «Красного света» и «Волков и медведей» просто много общего. Прежде всего — презрение к тому способу не думать ответственно об истории и политике, который стал почему-то называться либеральным мышлением. Вообще — к любому тусовочному мышлению. Призыв (прямой — у Кантора и имплицитный — у Фигля-Мигля) принять на себя полную индивидуальную ответственность за каждый акт осмысления реальности. «Идиотский» псевдоним, насколько я могу понять, нужен автору «Волков и медведей», чтобы, так сказать, плюнуть в лицо официальной литтусовке с ее дресс-кодом и корочками союзов писателей. Но не тем же ли самым занимается и Максим Кантор, только по отношению к художественной среде, хотя бы в «Учебнике рисования», а частично, конечно, и в новом романе?

Формально дилогия «Щастье»–«Волки и медведи» — о будущем, о постапокалиптическом Петербурге. Но совершенно очевидно, что автор думает о нашей современности. О Европе, на которую так похож автономный и богатый центр со своей выборной англо-саксонской демократией. О России, на которую так похожи окраинные районы со всем своим ментовским беспределом. При этом благообразные руководители центра оказываются теми еще сволочами, а железный канцлер Охты Николай Павлович (имя и отчество, разумеется, не случайны) — едва ли не самым симпатичным персонажем романа.

Думаю, что доведись Максиму Кантору поговорить за общим столом с Фиглем-Миглем, они обнаружили бы куда больше точек соприкосновения в своих взглядах, нежели противоречий. И — что я знаю совершенно точно — Фигль-Мигль испытывает к Кантору заочную полную симпатию.

В этой связи, мне кажется, говорить о победе Фигля-Мигля над Максимом Кантором абсолютно несправедливо — я бы предложил дождаться объявления лауреатов «Большой книги», в которой «Красный свет» просто не может не быть отмечен, и вот тогда уже говорить о том, что два блестящих прозаика разделили литературную славу 2013 года.

То, что оба романа при этом едко высмеивают все либеральные (или «либеральные») благоглупости, вне всякого сомнения, симптоматично: нынешний год — год тяжелого похмелья после белоленточного угара 2012-го, и именно поэтому «Красный свет» и «Волки и медведи» — это те самые книги, которые как раз сейчас имеет смысл прочитать и обдумать.

Оба романа, кроме всего вышесказанного, — совершенно блестящая литература, хотя манерой письма ничуть друг на друга не похожи. У Кантора — масштабный, сложно устроенный эпос, в сложном смешении с карикатурным гротеском. У Фигля-Мигля — хитро изобретенная авантюра, разбавленная этакой этнографией выдуманного мира. У Кантора — строгий, на Толстого ориентированный стиль. У Фигля-Мигля — уникальный ироничный, безусловно, сконструированный, но искусно сконструированный язык. «Красный свет» — парящая над миром камера, в объектив которой попадают масштабные периоды истории, народы и цивилизации. «Волки и медведи» устроены так, чтобы масштабное показывать через частности. «Красный свет» в высшей степени серьезен в каждой строке. «Волки и медведи» — текст, написанный с издевательской усмешкой. Они непохожи друг на друга так, как могут быть непохожи только две исключительно талантливые книги.

Поэтому я настаиваю на том, чтобы не ставить вопрос как «Кантор или Фигль-Мигль», — нет, только «Кантор и Фигль-Мигль».

Автор — председатель фонда «Национальный бестселлер».

Комментарии
Прямой эфир