Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Яблоко» и разделенная оппозиция

Политолог Борис Межуев — о главном конкуренте Сергея Собянина
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как только Михаил Прохоров отказался идти на выборы московского мэра, причем сделал это и за себя и за свою сестру, все близкие ему журналисты, публицисты и политологи стали говорить в один голос, что предстоящие выборы — это «мухлеж», безнравственная разводка, очередной циничный обман простодушных москвичей. Выборы обязательно будут фиктивными, они уже фиктивны, потому что мэр не имел права уходить в отставку и отбирать победу у Михаила Прохорова, который просто еще не успел цивилизованно расстаться со своими зарубежными активами.

Искренне сказать, эти разговоры уже сейчас производят дикое впечатление. Прежде всего, почти все эти люди, которые сейчас так возмущаются досрочной отставкой Собянина, без малого 14 лет назад восхищались столь же эффектным досрочным уходом от власти Бориса Ельцина, предоставившим возможность без лишних помех избрать в первом туре его преемника — нынешнего президента России. Некоторые даже сами активно участвовали в той хитрой комбинации. Так что моральный аспект самой отставки мэра лучше обсуждать, что называется, в другом составе.

Далее. Мне трудно ответить на вопрос, почему Прохоров не пошел на выборы сам или не поддержал выдвижение какого-нибудь стопроцентно верного и близкого себе соратника? Но ясно, что этот отказ нанес гораздо больший урон его политической репутации, чем возможный проигрыш. Для сильного политика неучастие хуже поражения, ибо любое участие любого миллиардера в выборах — это как минимум хороший заработок для активистов его движения. А если нет надежного и регулярного заработка, нет и политической клиентелы.

Тем не менее, непонятно, почему в отсутствие Прохорова выборы в Москве становятся фарсом. Конечно, радикальными оппонентами власти делается всё, чтобы они таковыми казались. Координационный Совет оппозиции не может определить, на кого делать ставку — на подследственного Алексея Навального или на находящегося под домашним арестом Сергея Удальцова. Вынесли это решение на интернет-голосование. Понятно, что выиграть выборы в Москве мало шансов и у того, и у другого, особенно если они пойдут вместе.

Мне трудно понять, чем нашей разъединенной оппозиции может не нравиться Сергей Митрохин? Почему они не могут выбрать в качестве общего кандидата этого сравнительно умеренного, но, кажется, безупречно оппозиционного политика, имеющего к тому же все шансы пройти муниципальный фильтр? Митрохин представляет старейшую демократическую партию «Яблоко»: ее члены участвовали в разработке планов московской приватизации, то есть они — совсем не полные профаны в делах городского управления. «Яблоко» имеет 21 депутата в муниципальных собраниях Москвы. У Митрохина есть какая-никакая программа расширения сферы московского самоуправления, а отсутствие такого самоуправления — реальная проблема для москвичей, которые бессильны и спасти любимый парк в собственном районе, и ликвидировать многочисленные бомжатники в ближайших оврагах, чтобы обезопасить себя и своих детей.

Конечно, обострение миграционной темы в Москве играет не в пользу правозащитного имиджа «Яблока», которое когда-то вычистило из своих рядов Навального по обвинению в национализме. Но ведь и любой оппозиционный кандидат будет несколько скован в этом вопросе, чтобы не потерять ни националистическую, ни либерально-интернационалистскую часть московского электората. Митрохин выбрал для себя критику чиновничества, которое наживается на рабском труде нелегальных мигрантов, не предоставляя данные об их найме и присваивая себе часть их дохода. Думаю, значительная часть Москвы хочет услышать чего-то более определенного, но в пакете с другими антибюрократическими инвективами может сойти и эта.

Мне кажется, главная доминанта московских настроений сегодня — это усталость от Большого города и еще более — от Большого правительства в Большом городе. Москвичей сегодня раздражает всякая чрезмерная законодательная активность что федеральных, что региональных властей. Они болезненно глядят сегодня буквально на любую соседнюю стройку: даже если строится жилой дом, средний москвич понимает, жить в нем едва ли придется ему и его семье. Если вводится какой-то закон, то все готовятся к новым запретам и мелочным ограничениям. Большая часть людей, кто располагает деньгами, мечтает об уютном домике за пределами кольцевой дороги, а то и за пределами России. И речь сейчас не об оппозиционных настроениях, речь о реальной усталости от непрерывных изменений в городской жизни.

Прошли те времена, когда Борис Ельцин мог завоевать симпатии моего родного микрорайона «Раменки», пообещав его жителям построить здесь универсам, спортивный комплекс и бассейн. Сегодня энтузиазм вызовет скорее тот кандидат, который пообещает ближайшие пять лет вообще ничего здесь не строить. Ни рынки, ни магазины, ни синагоги, ни мечети, ни даже православные храмы в шаговой доступности. Может быть, за исключением подземных парковок, без которых и вправду тяжко.

Поэтому у Митрохина с его пафосом местного самоуправления есть шанс быть услышанным городскими жителями. Ибо уверен, главное требование жителей микрорайона сегодня — больше ничего не строить. Не строить, не перестраивать, не ремонтировать. Оставить на время все как есть. Не принимать никаких новых законов. Сегодня тот редкий момент в отечественной истории, когда жители Москвы в качестве лучшего лозунга предвыборной кампании были бы готовы принять древнекитайское изречение — «Лучшее правительство — то, о котором никто ничего не слышал». Я думаю, в этом смысле никому не известная в Москве Мосгордума может снискать в нашем городе лавры лучшего представительного органа всех времен и народов.

Потом это настроение уйдет, уйдет очень скоро, лет через пять, возможно, даже раньше. Но сейчас такой человек, как Сергей Митрохин, мог бы сыграть на этой новомосковской ненависти к любым переменам. И тем более триумфальной оказалась бы победа Сергея Собянина, если бы он смог все-таки убедить жителей Москвы, что даосское недеяние — это не лучший метод ведения городского хозяйства, что Москве нужно еще очень многое поменять и перестроить для того, чтобы соответствовать образу современной городской столицы.

В общем, спор двух Сергеев мог бы стать главным событием ближайших двух месяцев. Да и федеральной власти было бы выгодно, чтобы Москва обрела в ожесточенном сражении нового легитимного лидера города со своей программой его благоустройства. Ибо в конце концов все политические события у нас тоже в основном происходят в столице. 

Комментарии
Прямой эфир