Норвежки завоевали обязанность служить в армии

Норвегия стала первой страной в Европе и НАТО, которая вводит обязательную воинскую повинность для женщин. Решение об этом принял национальный парламент. Эксперты считают, что, увлекшись идеями равенства, норвежские феминистки получают не только равные с мужчинами права, но и обязанности — не всегда себе во благо.
С инициативой законопроекта о «гендерно нейтральной армии» выступило левоцентристское правительство. В принципе норвежки и так могут служить по собственному желанию уже с 1976 года. Однако по новому закону, который начинает действовать с 2015 года, теперь права выбора у них не будет. Срок службы, как и у мужчин, — один год, а чтобы уклониться от призыва, придется поискать серьезную причину. Например, от местных военкоматов можно прикрыться учебой в университете. Законодатели предполагают, что новый закон поможет удвоить к 2020 году количество военнослужащих прекрасного пола, которых сейчас в норвежской армии 10%.
Феминистки Норвегии восприняли принятый закон как очередную победу на пути к установлению равенства полов. День, когда документ поддержало подавляющее большинство в парламенте, министр обороны Анна-Грете Стрем-Эриксен объявила историческим и порадовалась за соотечественниц, которые отныне «смогут напрямую влиять на обороноспособность страны».
К нововведению скептично отнеслись лишь депутаты оппозиционной Христианско-демократической партии (ХДП). Они обвинили своих коллег-парламентариев в излишнем популизме, который к настоящему равенству полов не имеет никакого отношения.
— Близятся сентябрьские выборы, и политики разыгрывают важный для Норвегии вопрос женских прав, — объясняет широкую поддержку закона лидер парламентской фракции ХДП Ханс Олав Сиверсен. — Мы полностью за службу женщин в армии, но ее навязывание не только не нужно, но и вредно.
Он отметил в беседе с «Известиями», что необходимости обязательно призывать женщин абсолютно нет — в Норвегии уже сейчас излишки военнообязанных, пусть и мужчин. Только 20% молодых людей призывного возраста реально проходят службу (это около 8–10 тыс. из 60 тыс. 18-летних). Их отбирают по результатам жестких физических и психологических тестов. На таком фоне попытки норвежского минобороны удвоить женский армейский состав кажется Сиверсену не совсем объяснимыми.
— Лучше иметь 10% страстно желающих посвятить себя военной службе женщин, чем заставлять еще лишних 10% против их воли терять время активной социальной жизни, которое они могли бы посвятить развитию карьеры в другой области, — считает депутат. — От этого лишь пострадает государственная экономика, а армия не выиграет.
С тем, что нововведения не принесут никаких серьезных выгод норвежской армии, согласен и российский военный эксперт Дмитрий Литовкин.
— Личная мотивация — важнейший фактор в вопросе продвижения по карьерной лестнице, а значит, и реального равноправия женщин в армии, — уверен он. — Одной лишь общеевропейской политикой полного равенства полов в этой сфере добиться невозможно.
Здесь играют роль и физические различия, от которых не уйти. Если женщины и становятся полковниками и генералами, то чаще всего те, кто служит не в строевых частях, а на штабных должностях, в подразделениях по связи и тыловому обеспечению, в медицине. Да и беременность и рождение детей предполагают серьезные перерывы в карьере, которые не лучшим образом отражаются на продвижении и зарплате.
А ко всему этому могут прибавиться еще и унижения, с которыми сталкиваются призывницы во всех без исключения армиях, где служат женщины, уверен Литовкин. Эксперт, в частности, ссылается на пример американской армии, которая, несмотря на жесткое законодательство, печально известна групповыми изнасилованиями и притеснениями слабого пола.
Проведенные Вооруженными силами США исследования показали, что около 30% женщин-военнослужащих были изнасилованы во время службы. 90% женщин в американской армии утверждают, что стали объектом сексуального домогательства.