Высокоскоростные магистрали хотят пустить над землей

На направлениях высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) Москва–Казань и Москва–Адлер могут появиться участки с двухъярусным движением поездов. Соответствующий вариант рассматривается как один из возможных для проектирования, сообщил «Известиям» заведующий отделением перспективного моделирования перевозочного процесса ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (дочерняя структура РЖД) Валентин Мурашов. По его словам, это связано с нехваткой свободного места в условиях плотной московской застройки. Эксперты отметили, что пустить поезда по второму ярусу в границах Москвы целесообразно с экономической точки зрения.
Источник в ОАО «Скоростные магистрали» подтвердил, что вариант двухъярусных дорог рассматривается как один из возможных проектов организации ВСМ. По его словам, технических препятствий к появлению двухъярусных железных дорог в Московском регионе нет: по сути, это длинная особо прочная эстакада. Кроме того, имеется соответствующий строительный опыт других стран, в частности Китая. Сейчас проводятся обоснование инвестиций и другие предпроектные работы.
Напомним, высокоскоростную дорогу от Москвы до Казани планируется построить до 2020 года. Предполагается, что поезда смогут двигаться со скоростью до 400 км/ч, что позволит сократить время движения для пассажиров более чем на 10 часов. Кроме того, РЖД планирует организовать движение по уже существующей дороге между крупнейшими региональными центрами с максимальной скоростью 160–200 км/ч. В дальнейшем линию планируется продлить до Екатеринбурга. Скорость на магистрали Центр–Юг будет достигать 200 км/ч, планируется использовать уже существующую инфраструктуру Курского направления. Проект предполагается реализовать до 2015 года.
Вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков рассказал, что для ВСМ «рассматриваются различные варианты». По его словам, проектирование магистралей начнется в этом году, планируется потратить порядка 16 млрд рублей. Всего же средняя стоимость 1 км ВСМ, как говорилось ранее, составит €20–22 млн.
Эксперты отметили, что надземное строительство обойдется несколько дороже, чем прокладка путей по землей, однако для Москвы двухъярусные железные дороги могут оказаться выгоднее стандартных одноярусных.
— В столице практически не осталось места для трассировки новых железных дорог, хотя еще советскими генпланами соответствующие земли резервировались, — рассказал заместитель директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Евгений Арсенов. — Если других вариантов нет, то целесообразно пустить второй ярус.
Впрочем, есть вероятность, что дополнительные территории для наземного строительства удастся изыскать, добавил эксперт.
— Например, когда строили Четвертое транспортное кольцо, частично брали участки из железнодорожной полосы землеотвода. Возможно, в случае с ВСМ получится чем-то поступиться и найти дополнительные территории для строительства одноярусной дороги, — сказал он.
Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков пояснил, что с экономической точки зрения двухъярусные магистрали могут быть целесообразными.
— Понятно, что если строить в чистом поле, то одноярусные пути будут дешевле двухъярусных. Но надо учитывать, что в Москве и области высокая стоимость земли, у территории могут быть разные собственники со своими интересами. Кроме того, в столице много подземных коммуникаций. Быстрее и дешевле на некоторых участках сделать железнодорожные эстакады различной протяженности, — сказал он.
Тем не менее такую практику нельзя применять массово, подчеркнул Свириденков. По словам эксперта, это разрушительно повлияет на городскую среду. Шум и вибрация негативно отразятся на архитектуре и самочувствии жителей, а высоко поднятые эстакады усиливают агрессивность городской среды и плохо сказываются на визуальном облике города.