Манхэттен пал дважды
Блокбастер «Человек из стали», выходящий в российский прокат, честнее было бы назвать «Супермен», но его создатели решили дистанцироваться от набившего оскомину имени и предложили новый взгляд на самого известного комиксового персонажа — серьезный и пафосный.
Перезапуск популярных в XX веке франшиз — уже обычное дело. После коммерческого триумфа трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене и менее громкого, но тоже достаточно успешного «Стартрека» Джей Джей Абрамса стало понятно, что публика готова к возвращению героев из прошлого. Однако, чтобы их увлечь, нужно рассказать старую историю с нуля и на новый лад, не поскупившись ни на спецэффекты, ни на современных звезд.
Кристофер Нолан, выступивший продюсером «Человека из стали», понимал это как никто другой. Поэтому бюджет у картины немаленький даже по голливудским меркам, а в кадре мелькает не меньше знакомых лиц, чем на церемонии «Оскар». За сценарий отвечал Дэвид С. Гойер, с которым Нолан делал фильмы о Бэтмене, занять режиссерское кресло пригласили Зака Снайдера («300 спартанцев», «Хранители»). Видимо, полностью взваливать на свои плечи еще одну мегафраншизу Нолан не захотел, да и у Снайдера к тому же отличный опыт работы с экранизациями комиксов.
Действие фильма начинается на планете Криптон, где ученый Джор-Эл (Рассел Кроу) убеждает совет старейшин предпринять какие-то шаги для предотвращения разрушения планеты. Генерал Зод (Майкл Шэннон), давний друг Джор-Эла, тоже хочет спасти Криптон, но для этого он поднимает революцию. Джор-Эл отказывается присоединиться к Зоду и совершает поступок, вызвавший ярость генерала: отправляет своего новорожденного сына в космической капсуле на планету Земля.
Капсула с мальчиком приземляется в штате Канзас, где его находит семья фермеров — Джонатан и Марта Кент (эти, в общем-то, второстепенные роли исполняют двукратный обладатель «Оскара» Кевин Костнер и многократная номинантка данной премии Дайан Лейн). Уже в детстве инопланетный ребенок, получивший на Земле имя Кларк, осознает свои сверхспособности. Но однажды перед ним встанет вопрос: на благо какой цивилизации их использовать — земной или криптонской.
Главная роль досталась 30-летнему красавчику Генри Кавиллу, известному по сериалу «Тюдоры», а его возлюбленную, журналистку Лоис Лэйн, сыграла Эми Адамс («Зачарованная»). Удачный выбор. Но в конечном счете актеры здесь лишь статисты. Главный козырь фильма — спецэффекты. В первых же кадрах Нолан и Снайдер тратят, наверное, половину бюджета, показывая гражданскую войну на Криптоне, а затем и разрушение планеты. Даже у привычных к современной 3D-графике зрителей от этого зрелища дух захватывает. Остальные деньги пошли на финальную сцену, где создатели «Человека из стали» в лучших традициях Рональда Эммериха разрушают Нью-Йорк.
Как известно, блокбастер, в котором не пострадал Манхэттен, — это и не блокбастер вовсе. Поэтому Снайдер проходится по городу дважды, чтобы уж наверняка. Сначала корабль генерала превращает центр города в живописные развалины, а затем в финальном сражении Зода и Супермена рушатся здания, каким-то чудом оставшиеся нетронутыми. Судя по этим кадрам, всеобщий любимец Супермен причинил «большому яблоку» разрушений в разы больше, чем самолеты 11 сентября.
В отличие от трилогии о Бэтмене «Человек из стали» не открывает новые горизонты и выглядит типичным попкорновым развлечением, но сделанным настолько добротно и основательно, что лучший перезапуск истории о Супермене сложно себе представить. Бренд, выдоенный, казалось, до последней капли, получил второе дыхание и стал основой фильма, снятого по всем современным канонам блокбастеростроения. Хотя, чтобы в полной мере отдаться повествованию и не мучиться дежавю, лучше не видеть ни предыдущих киновоплощений истории Супермена, ни лент Эммериха и Майкла Бэя.