Андрей Битов и Фазиль Искандер вступились за Кирилла Разлогова

В редакцию «Известий» пришло коллективное письмо российских писателей, ученых и артистов, высказавшихся в поддержку бывшего директора Российского института культурологии (РИК) Кирилла Разлогова. Знаменитый киновед, программный директор ММКФ уволился в начале июня с формулировкой «по собственному желанию». Позднее он признался «Известиям», что его «выжили из института» в рамках кампании «по избавлению от людей, которые не хотят перемен».
К обращению, написанному поэтом и прозаиком Вадимом Рабиновичем, присоединились Андрей Битов, Фазиль Искандер, Алексей Симонов, Константин Кедров и другие деятели культуры, в том числе около 30 сотрудников РИКа. «Известия» публикуют текст письма целиком.
ЖИВОЙ!
Когда Наполеон в честь очередной победы приказал одному из своих маршалов устроить салют, маршал сказал: «Это невозможно по трем причинам: во-первых, нет пушек…» Император, не дав ему договорить, ответил: «Достаточно».
Говоря о Кирилле Разлогове, можно было бы сказать «достаточно», ограничившись определением живой. Именно по этой причине, он, во-вторых, еще и талантлив, наделен веселым многознанием (он, шутка сказать, отсмотрел на своем веку, включая детство, отрочество и юность, несколько тысяч (!) фильмов и притом все эти фильмы удерживает в памяти); в-третьих, он полиглот-синхронист, словно на пиру Вавилонского столпотворения. В-четвертых… (см. наше «во-первых»).
Это он выстроил за четверть века своего директорства (избранный, между прочим, «всенародным» — всеколлективным — голосованием, и притом без каруселей и, не скроем, без какого-либо административного ресурса) уникальный институт культурологии (РИК), где каждому работалось вольно. Правда, за копейки, зато вольно. А что еще надо для любознания!
И вот такой директор уволен по собственному желанию. Вроде бы всё законно. Но мы-то знаем, что такое по собственному. Так сказать, со слезами на глазах. С добавлением от начальства: «нужно двигать молодежь». Но и Кирилл Эмильевич не такой уж Мафусаил. Ему 67 лет. И с небольшими перерывами (сейчас первый) — не к ночи будь сказано — он мог бы еще работать и работать на прежнем своём месте.
Но эффективные менеджеры от культуры в своем вертикально-объединительном раже, как будто у них шило в одном месте, норовят объединить всё со всем: природное наследие с культурологией, Москву и Петербург со столицей в Бологом, быка с козою… Так им удобней и сподручней управлять наукой. А еще лучше — принудить оставшихся после тотального сокращения научного поголовья составлять списки в количестве ста, например, лучших книг, лучших фильмов, лучших шлягеров и т. д. и т. п. Заменив свободный выбор неукоснительными реестрами.
Кстати, еще раз о поголовье. Когда Н. С. Хрущёв выдвинул лозунг перегнать Америку по производству мяса и молока и извел весь крупный и мелкий рогатый скот, сдержал обещание, но ровно на год. А дальше — ни мяса, ни молока. Не это ли ждет науку?..
За что же, черт побери, такая унылая немилость к разнообразию в культуре, чем, собственно, она и жива! Да и экономия от всего этого копеечная.
Но если взять в толк обыкновения, сложившиеся в постсоветской России, не так всё плохо получается. Роскошный особняк в Козицком, в котором пока еще размещается Институт искусствознания, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, 20 (нынешний адрес Российского института культурологии), на которые положило свое недреманное око важное начальство, чающее загнать в спальный Заможай объединенный институт (грядущее малое Сколково — Осколково). Такая вот перспективка. Такие вот скрепы…
Но, хочется верить, еще не вечер. Только позовите, живой и талантливый Разлогов, вопреки собственному желанию на данный момент, вернется на круги своя, а заодно и наши.
P. S. Это письмо подписывают не только соотечественники Кирилла Эмильевича Разлогова, знающие не понаслышке сегодняшние реалии нашего Отечества, но и те, кто знает лично его — наши зарубежные коллеги.
Искандер Ф. А., Битов А. Г., Рабинович В. Л., Симонов А. К., Кедров К. А., Суханов М. А., Зинченко В. П., Джурова А., Васильев А. Г. (заместитель директора РИК), Рылёва А. Н., Рылёв В. В., Румянцев О. К., Чистякова В. О., Сеславинская М. В., Шулепова Э. А., Каулен М. Е., Борейша-Покорская Е. Я., Черкаева О. Е., Рейфман Б. В., Кочеляева Н. А. (ученый секретарь РИК), Григорьев А. А., Бутаева З. С., Фёдорова Т. С., Пархоменко Е. В., Серебряный С. Д., Гудима Т. М., Ерофеев А. В., Меньшикова Е. Р., Штейнер Е. С., Шестаков В. П., Попова Н. Н., Захарченко Н. Г., Кудря Д. П., Кудрявцева Е. Б., Люсый А. П., Джафарова С. Г., Червонная С. М., Конева А. В., Тургунова Б., Покорная Н., Никитин В.