Война угрожает существованию христиан в Сирии

В городе Дэйр-эз-Зор на востоке Сирии боевики из исламистской группировки «Фронт-аль-Нусра» подожгли здание православной церкви. Сгорели внутреннее убранство и ценные реликвии, судьба священников неизвестна. По мнению экспертов, действия повстанцев в Сирии всё больше угрожают самому существованию христиан в стране.
— Угроза со стороны исламистов вполне реальна, — считает религиовед Роман Силантьев. — Много ли осталось действующих христианских церквей на Аравийском полуострове, где салафизм играет важную роль? И если в Сирии победят радикалы, то древняя традиция сосуществования мусульман, христиан и иудеев в стране будет прервана.
По словам эксперта, не стоит надеяться и на умеренных мусульманских деятелей, которые в принципе могли бы остановить разрушение церквей и атаки на христианскую общину.
— Если какая-то часть народа и поддержит христиан, то быстро разделит их судьбу, — считает Силантьев.
В Антиохийском патриархате «Известиям» подтвердили, что в захваченных исламистами районах христианам приходится действительно нелегко, священнослужители подвергаются нападениям. Например, до сих пор не освобождены похищенные в апреле православный митрополит Павел (Язиджи) и сиро-яковитский митрополит Юханна (Ибрагим).
— Церкви являются одной из целей атак радикалов, — говорит член Национального евангелического синода Сирии Мари Михаэль. — В результате множество христиан вынуждены были покинуть родные места.
До войны христианская община составляла порядка 10% населения Сирии. У нее даже были собственные гражданские суды со своим процессуальным кодексом, основанным на Библии. И выходные в ее школах и учреждениях приходились на субботу-воскресенье, а не на пятницу-субботу, как по всей стране.
— А сейчас многие христианские деревни на севере страны опустели, люди бегут, опасаясь гонений, — рассказала «Известиям» замдиректора правозащитной организации Human Rights Watch Анна Нейстат, регулярно бывающая в контролируемых оппозицией районах Сирии.
Сами сирийские оппозиционеры, однако, свою вину отрицают и перекладывают ответственность на власти.
— Церковь в Дэйр-эз-Зор сожгли спецслужбы, — утверждает член оппозиционного Сирийского национального совета Махмуд аль-Хамза.
Так это или нет, но не исключено, что, «разобравшись» с христианами, сирийские радикалы возьмутся и за своих «неправоверных» братьев и «неправильные» святыни.
— Исламисты радикального толка убеждены в необходимости возврата к чистоте первоначального ислама. Даже мавзолеи мусульманских святых и вообще мусульманская культура, появившаяся после пророка Мухаммеда, принимаются ими за ересь, — пояснил «Известиям» президент Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Христиане составляют значительную часть из примерно 2 млн беженцев из Сирии и 4,25 млн перемещенных лиц. В турецкой провинции Мардин, например, еще весной возвели специальный лагерь для сиро-халдеев (ветвь сирийского христианства. — «Известия»), опасающихся жить в общих лагерях для беженцев, где зачастую сильны исламистские настроения.