Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ракетной атаке со стороны йеменских хуситов
Мир
Конгрессвумен Грин рассказала о просьбах военных ВСУ о помощи в коридорах конгресса
Происшествия
В Приморье три человека пострадали при взрыве газа на рыболовном судне
Мир
Руанда и ДР Конго подписали мирный договор при посредничестве США
Армия
Силы ПВО сбили пять дронов ВСУ над тремя российскими регионами
Мир
В МИД Украины предупредили о санкциях против покупающих нефть у РФ стран
Наука и техника
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с 27 спутниками Starlink
Мир
Армянский юрист назвал абсурдным дело архиепископа Аджапахяна
Мир
Фицо указал на неэффективность новых санкций ЕС против России
Мир
Президент Польши Дуда прибыл в Киев с необъявленным визитом
Мир
В Совфеде назвали глупостью опасения генерала Дании перед появленим РФ в Гренландии
Мир
В Белоруссии в результате ДТП погибли четыре россиянки
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над тремя регионами России
Мир
Эстония сообщила ООН о выходе из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин
Мир
Орбан сравнил вступление Украины в НАТО с поджогом пороховой бочки
Общество
СК возбудил дело о теракте после атаки ВСУ на жителя курского села Белица
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил иностранный внедорожник ВСУ в Сумской области

Болезненно однобокий взгляд

Политик Владимир Милов — о том, как не стоит сокращать бюджетный дефицит
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Премьер Медведев объявил о предстоящем сокращении расходов бюджета, элегантно назвав его «болезненной оптимизацией». Правительство подает уже не первый явный сигнал, что обеспокоено перспективой усугубления бюджетного дефицита и хотело бы сэкономить: ровно по этой же причине министры заговорили о намерении слегка уронить рубль, маскируя это заботой об оживлении роста. Министр финансов Силуанов конкретизировал, где будут резать, назвав прежде всего сокращение трансфертов Пенсионному фонду из-за отмены льгот по уплате страховых взносов в ПФР, а также перенос на будущее расходов по оборонзаказу, который «уже обсуждается с Минобороны».

Правительство традиционно ищет лишние расходы не там, где их нужно искать. Вот, например, священная корова российского бюджета: расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. За прошедшие шесть лет они выросли с 675 млрд рублей в год до 1,5 трлн сегодня — более чем вдвое! Стали ли мы за это время жить безопаснее? Вопрос риторический. Или еще одна история — статья «Национальная экономика». В современной рыночной экономике государство вообще не должно финансировать предпринимательскую деятельность, это дело частного бизнеса. Но у нас с инвестиционным климатом, как вы понимаете, не очень, и государству приходится платить за усиление своей роли в экономике, восполняя утекающие из страны частные миллиарды. Расходы по статье «Национальная экономика» выросли с 730 млрд рублей в 2007 году до 1,7 трлн сегодня, это одна из крупнейших статей федерального бюджета. Берусь с аргументами в руках подробно доказывать, что здесь очень много чего можно порезать — в большинстве это либо субсидии неконкурентоспособным компаниям, либо расходы на помпезные государственные мегапрожекты с уже заложенными в них крупными откатами.

Вот где порезать бы. Тем более что бремя содержания всего этого хозяйства ложится на конкурентоспособный бизнес: более 450 тыс. индивидуальных предпринимателей уже закрылись за период с 1 декабря по 1 июня вследствие повышения тех самых страховых взносов. По уровню налоговой нагрузки на фонд оплаты труда Россия и так занимает 6-е место в мире, согласно докладу Всемирного банка и PricewaterhouseCoopers PayingTaxes-2013. Озвученная Силуановым отмена льгот по страховым взносам, позволяющая правительству сократить бюджетные трансферты Пенсионному фонду, по сути, не что иное, как продолжение повышения налогов.

С оборонным заказом ситуация сложнее: хотя перевооружение армии чрезвычайно необходимое дело, тем не менее не факт, что нынешний ОПК готов переварить дополнительные миллиарды. Произошедшая в последнее десятилетие монополизация этого сектора привела лишь к росту ценников, но не к росту качества поставляемых вооружений. Оборонно-промышленному комплексу необходимы глубокие реформы для повышения эффективности, иначе дополнительно выделяемые на закупку вооружения и военной техники миллиарды приведут просто к росту бюджетов предприятий ОПК, но не к реальной модернизации Вооруженных сил.

Тем не менее поражает склонность финансовых властей страны постоянно смотреть на сокращение расходов бюджета однобоко — исключительно через призму урезания социальных выплат или расходов на оборону. И те и другие расходы в перспективе придется наращивать, а не сокращать. А сокращать там есть чего — спецслужбы, полиция, чиновники, расходы на субсидирование неэффективных предприятий и экономических проектов (те самые расходы на «национальную экономику»). И доходы мобилизовать не через усиление налогового бремени на эффективные предприятия: сегодня государство владеет огромным имуществом, которое практически не приносит ему доходов. Доходы консолидированного бюджета от использования государственного имущества составляют жалкие 3% в общей структуре доходов, около 0,5 трлн рублей в год. Между тем доналоговая прибыль только 20 крупнейших госкомпаний составляет почти 4 трлн рублей в год. Куда всё это девается?

То, что правительству сегодня нужно делать, — не «оптимизировать» отдельные статьи расходов, зачастую выплескивая с водой и ребенка, а провести комплексную ревизию бюджетной политики. Если заняться этим всерьез, не только найдутся средства на социальные программы и перевооружение армии, но и еще на сокращение налоговой нагрузки останется.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности