Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Храмы сделают более современными

Московская патриархия и Союз архитекторов России объявляют конкурс на новый образ православного храма
0
Храмы сделают более современными
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московская патриархия, Союз архитекторов России и Союз благотворительных организаций России готовят конкурс «Современное архитектурное решение образа русского православного храма». Его начало предварительно назначено на 1 августа, цель соревнования — поиск современных архитектурных решений для храмового строительства. Об этом «Известиям» рассказала пресс-секретарь Союза архитекторов России Марина Новикова.

— Сегодня храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение без попыток отразить в облике храма черты современности, — говорит Новикова. — Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий.

В Москомархитектуре сообщили, что они готовы оказать «поддержку в подготовке и проведении» конкурса, если Московская патриархия обратится с такой просьбой.

— Главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов поставил цель — вывести проведение конкурсов на регулярную основу, их число в год должно достигнуть нескольких десятков, — заявили в пресс-службе комитета.

Новикова отметила, что задача участников — создать образец современной архитектуры, который в то же время будет отвечать религиозным требованиям. 

— За границей сейчас появляются нетрадиционные культовые сооружения, в первую очередь католические, — говорит она. — Мы хотим найти современный архитектурный образ, который отразит состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века.

Историк архитектуры Алексей Клименко поддержал инициативу, но посчитал, что проекты не смогут быть реализованы из-за консерватизма патриархии.

— Это долгожданная и правильная инициатива, она могла бы сократить количество уродливых повторений того, что уже было, — говорит эксперт. — Но я не думаю, что что-то получится, нашей патриархии кажется, что все современные постройки должны копировать прошлое.

По словам Клименко, строительство 200 модульных храмов уже запланировано и новые оригинальные проекты не смогут заменить «эти мертвые муляжи, которые будут построены по единому образцу и из одинаковых элементов». Он полагает, что к участию в конкурсе нужно привлекать не только архитекторов, но и историков архитектуры и искусствоведов.

Почетный архитектор Госстроя РФ профессор МАРХИ Никита Шангин в качестве примера привел свой экспериментальный проект храма в Троицке.

— Там не было имитации исторических форм, были использованы современные технологии, например, подвесные конструкции большепролетных перекрытий, обеспечивающие свободное внутреннее пространство, — говорит эксперт. — Пластика сооружения формировалась не за счет декоративных элементов, а путем эстетизации конструкции. По сути наши предки поступали так же, только они располагали иными строительными технологиями. На мой взгляд, храм — это сооружение, в котором прежде всего совершается Божественная литургия, и оно «не обязано» завершаться куполами или «кокошниками», то есть важна духовная сущность, а не привычность формы внешней оболочки.

Шангин пояснил, что «ни в Священном Писании, ни канонах Вселенских соборов, вообще нигде не сказано, что храмовое пространство в обязательном порядке должно  завершаться куполом. Другое дело — крест, это символ, знак, он должен венчать каждое православное культовое сооружение».

Эксперт рассказал, что в его проекте вместо купола был предусмотрен прозрачный шатер-звонница (стальной каркас без глухих стен). 

— В тысячелетней истории русского храмостроения очень много разнообразия, — полагает он. — Например, Софийский собор в Киеве и храм Василия Блаженного абсолютно разные. Киевлянин XII века не понял бы архитектуры Василия Блаженного и посчитал бы ее ересью.

В качестве удачных примеров современных культовых строений за рубежом эксперт назвал Капеллу Нотр-Дам в Рошане (автор Ле Корбюзье) и церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (автор Микелуччи). 

— Это шедевры архитектуры XX века. Они не имитируют традиционно исторические формы, и в то же время понятно, что это христианские храмы, Божьи дома и места молитвы. По форме это современные постройки, но в них живет дух вечности, — резюмировал эксперт.

Комментарии
Прямой эфир