Минкультуры проверит все иконы Андрея Рублева на подлинность

Министерство культуры организует исследование 80 живописных работ, приписываемых великому иконописцу XIV–XV веков Андрею Рублеву. Цель — научиться отличать иконы, написанные самим Рублевым, от произведений, которые лишь приписываются ему. На научно-исследовательские работы ведомство готово потратить 600 тыс. рублей.
Как сообщили «Известиям» в Минкультуры, это первое исследование такого масштаба. Не менее 80 работ, приписываемых Рублеву, должны быть сфотографированы и обработаны в цифровом формате, не менее 10 — сняты рентгеновским аппаратом и в ультрафиолетовых лучах. Будет также проведено визуальное исследование пробы, термический, микрохимический капельный и спектральный анализ пигментов. Исследование призвано установить художественный почерк Рублева, его индивидуальные приемы и красочную палитру. В итоге будут выявлены «эталонные» произведения художника, с ними станут сравнивать памятники, авторство которых под сомнением.
— Эти данные, в частности, позволят наконец-то отличать работы самого
Рублева от творений его «сопостника» и соратника Даниила, — заявили в Минкульте.
В дальнейшем ведомство планирует приборно-технологические исследования произведений и других мастеров XIV–XVI веков.
В министерстве отмечают, что нынешние представления о творчестве Рублева основываются главным образом на исследованиях искусствоведов-гуманитариев. Они в целом пока не подкреплены данными о технике и технологии произведений не только Рублева, но и других художников его времени. Специалисты ГосНИИ реставрации уже начали работу в этом направлении.
В ГосНИИР «Известиям» рассказали, что инициатива по приборно-технологическому анализу работ, приписываемых Рублеву, принадлежит их институту. Тема была заявлена в рамках ФЦП «Культура России».
— Сложилась такая ситуация, — говорит директор института Александр Трезвов. — Мы заявляем, что Рублев — достояние страны, объявляем Год Рублева в России, а при этом не можем объективно определить его произведения.
По словам Трезвова, распознать технику живописи того или иного автора научными методами возможно. Об этом свидетельствует как российский, так и общемировой опыт. Однако порой невозможно получить от хранителей произведения Рублева, так как они не допускают исследователей к его работам. Некоторые из них считают, что сбор микропроб красочного слоя ухудшит состояние памятника.
К примеру, не сложились конструктивные отношения с Церковью. На продолжение исследований иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры институт согласия не получил.
Однако в последнее время музеи и Церковь идут на сближение с НИИ, отмечает директор. Свежий пример: настоятель Троице-Сергиевой лавры и дирекция Сергиево-Посадского музея допустили специалистов к Царским вратам 1420-х годов. И сразу же было сделано открытие: врата созданы двумя художниками, а не одним, как считалось ранее. Судя по всему, Андрей Рублев и Даниил работали над створками врат параллельно. Другой пример — допуск к изучению списка «Богоматери Владимирской» 1410-х годов, происходящего из Успенского собора города Владимира.
К самой знаменитой иконе Рублева — «Троице», находящейся в Третьяковской галерее, ученых не подпустили.
Сотрудник галереи доцент Московской
государственной художественно-промышленной академии имени Строганова
Наталья Александрова в беседе с «Известиями» рассказала, что Третьяковка особенно заботится об образцах древнерусской культуры. Неизвестно, к каким результатам может привести даже
микроскопическое вмешательство в такой древний памятник искусства, как
«Троица», считает она.
— В первую
очередь для Третьяковки важна сохранность экспоната. Когда вы идете к врачу, чтобы определить диагноз, вы сразу согласитесь на пункцию печени? Взятие проб с «Троицы» и есть такая пункция, — говорит Александрова.
— Так называемых неразрушающих методов, на которых настаивает часть искусствоведов, совершенно недостаточно для точных исследований. Пробы для экспертизы настолько малы, что не нарушают сохранности памятников искусства, — отвечает Трезвов. — Они даже не видны невооруженным глазом.
Основатель и председатель Московской гильдии иконописцев Вениамин Рыщенков утверждает, что разделить «руку» Рублева и Даниила, так же как и «руку» Рублева и его учеников, технически невозможно.
— Понятия как таковой техники Рублева не существует. Есть понятие «времена Рублева», потому что авторство ни одного произведения стопроцентно не доказано. Рублев свои творения не подписывал, — поясняет эксперт.
Заведующий научно-вспомогательным отделом музея Андрея Рублева Борис Дудочкин поддерживает Рыщенкова. По его словам, творений, наиболее достоверно приписываемых великому мастеру, не так много. Самыми достоверными считаются фрески Успенского собора во Владимире и знаменитая «Троица» в Третьяковской галерее. Здесь авторство Рублева засвидетельствовано в документах, соответственно, 1408 и 1551 годов.
По мнению Дудочкина, Церковь хочет обладать произведениями Рублева, но не в состоянии их сохранить.
— Фрески просто гибнут. В соборе во Владимире, например, настолько старая вентиляция, что она гонит в собор грязь, плюс на росписи оседает копоть от свечей и лампад. Прихожане потеют, зимой они заходят в собор в одежде, что равно многим ведрам воды, вылитым на фрески, — сокрушается Дудочкин. По его словам, установить кондиционер в Успенском соборе Владимира обещают уже пять лет.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин сообщил, что фрески Рублева по сути находятся в музейных комплексах, где за ними следят.
— Большой вопрос, из-за чего более всего пострадали фрески Рублева: из-за богослужений или из-за реставраций, — считает Чаплин.
Он в целом положительно оценил инициативу Минкульта и отметил, что исследования имеют право на жизнь лишь в том случае, если будет сделано всё, чтобы не нарушить целостность памятника.
— Церковь с почтением относится к иконе или фреске вне зависимости от того, кем она написана. Хотя знать, что она принадлежит кисти канонизированного святого, конечно, приятно и если это будет установлено, то все будут благодарны.