Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Андрей Калмыков: «Возбуждение дела против меня выгодно «Трансаэро»

Подозреваемый в злоупотреблении полномочиями замгендиректора «Аэрофлота» рассказал «Известиям» о подоплеке уголовного скандала
0
Андрей Калмыков: «Возбуждение дела против меня выгодно «Трансаэро»
Фото с личной страницы на сайте odnoklassniki.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Утром 18 июня сотрудники Следственного комитета и оперативники ФСБ нагрянули в офис «Аэрофлота» на Арбате. Они прошли в кабинет первого замгендиректора компании Андрея Калмыкова, где предъявили постановление на обыск в рамках возбужденного против него уголовного дела по ст.201 («Злоупотребление полномочиями»). Поводом для этого стали материалы, направленные в Следственный комитет из Управления «Т» ФСБ РФ. По версии следствия, Калмыков, заключая договоры на перевозку пассажиров, предоставлял явные преимущества аффилированным с его близкими родственниками компаниям «Санрайз тур» и «Санрайз тур групп», чем якобы причинил ущерб государству.

В беседе с корреспондентом «Известий» Андрей Калмыков впервые после начала расследования рассказал о том, кому может быть выгоден скандал вокруг крупнейшего российского авиаперевозчика.

— Обвинения в том, что вы лоббировали интересы компании, которой владеют ваши родственники, тянутся больше года. А с чего начались ваши проблемы с правоохранительными органами?

— Впервые претензии по возможному предоставлению мною преференций компании «Санрайз» мне предъявили в марте 2012 года. Этой компанией я руководил до 2008 года, при переходе на госслужбу в Минтранс передал ее родственникам. А потом Виталий Савельев пригласил меня в «Аэрофлот». Так вот, в марте 2012 года Генпрокуратура направила в адрес «Аэрофлота» представление об устранении нарушений, на основании которого советом директоров «Аэрофлота» были тщательно изучены все вопросы контрактинга с «Санрайзом». По результатам проверки в Генпрокуратуру был направлен ответ — совет директоров был проинформирован о связи Калмыкова с «Санрайзом», все решения по заключению контрактов с «Санрайзом» принимались коллегиально, каких-либо преференций не предоставлялось, финансовый результат от работы компании — положительный.

Месяц спустя по запросу депутата-коммуниста Алексея Корниенко МВД РФ также провело проверку и вынесло отказное постановление за отсутствием состава преступления. После чего всё затихло. Однако прошел год, и в апреле 2013 года, в день, когда у меня умер отец, меня вызвали в Следственный комитет и сообщили, что в отношении меня поступили материалы из Управления «Т» ФСБ, по которым следователь проводит доследственную проверку.

 — Но основания же для нее были...

— Сотрудники ФСБ пошли творческим путем. Для того чтобы возбудить уголовное дело по ст. 201 УК РФ, нужно заявление от компании. Однако это условие можно обойти, если причинен ущерб государству. И за 100 тыс. рублей была заказана частная аудиторская проверка, которая сделала заключение о наличии ущерба государству как акционеру «Аэрофлота» от заключенного договора с «Санрайзом». Это заключение и направили в Следственный комитет.

Следователь целый месяц скрупулезно изучал все документы, вызывал для опроса членов совета директоров для установления факта информирования членов совета о моей связи с «Санрайзом» при назначении на должность. И 22 мая вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.

— Что произошло дальше?

— Я опять подумал — ну теперь-то точно всё! Но нет... Постановление об отказе отменяют, материалы передают другому следователю, который сразу возбуждает дело, проводит обыски на работе и дома. Вот, собственно, и всё.

Может быть вы действительно не сообщили руководству «Аэрофлота», что за вашими плечами есть туркомпания «Санрайз»?

— При утверждении меня на должность на заседании совета директоров в апреле 2010 года до членов совета была доведена информация о том, что мои родственники владеют компанией «Санрайз», которая с 2002 года является партнером «Аэрофлота». Советом директоров была дана рекомендация все решения по «Санрайзу» принимать коллегиально. Эта рекомендация строго соблюдалась все эти годы.

— Зачем, имея семейный бизнес, идти в компанию, которая влияет на него? Неужели вы бы сами поверили, что кто-то не предоставляет преференций родственникам, имея такую возможность?

— При переходе в Минтранс, а потом и в «Аэрофлот» опыт создания и управления крупным успешным бизнесом оказался очень важен в решении поставленных задач. Что же касается предоставления преференций — еще раз повторюсь, что совет директоров был проинформирован о наличии возможного конфликта интересов, а все решения по работе с «Санрайзом» принимались исключительно коллегиально. Если бы я хотел это скрыть — скрыл бы элементарно, передав бизнес через цепочку трастов в какой-нибудь офшор.

— Следователи утверждают, что государству был нанесен ущерб. А это уже факты.

— 9 марта 2011 года комитетом по рентабельности продаж (его возглавляет другой замгедиректора) было принято решение о заключении с «Санрайзом» договора на блок мест в Анталью. А на следующий день приходит письмо «Тез Тур»: мы хотим купить в два раза меньший блок, но по заоблачной цене $320 за билет. Пока письмо дошло до чартерного отдела, договор с «Санрайзом» был уже подписан. И никто на это злополучное письмо «Тез Тур» и внимания не обратил.

— У вас была на тот момент какая-то история взаимоотношений с «Тез Тур»?

— Они нас сильно подвели в 2010 году, отказавшись от согласованных блоков по новым направлениям — видимо, тогда «Трансаэро» имела возможность выкручивать руки своим партнерам. Я передал следователю протокол заседания комитета по финансам за 2010 год, в котором зафиксирована нецелесообразность сотрудничества в том числе и с «Тез Тур» по этой причине. А в 2011 году они неожиданно отказались от согласованного блока мест в Канкун.

— И на основании письма этой фирмы следствие решило, что был причинен ущерб?

— Ущерб — это реально наступившие неблагоприятные последствия. А от заключения этого договора с «Санрайзом» «Аэрофлотом» была получена операционная прибыль в размере 174 млн рублей и обеспечен налет для топливозатратных Ил-96.

  А в чем, по мнению силовиков, заключается ущерб государству?

— У них очень следующая логическая цепочка: если бы все места «Аэрофлот» продал по цене $320 (хотя «Тез Тур» предлагал купить меньше половины), то была бы выше прибыль, с которой были бы уплачены дополнительные дивиденды государству и дополнительные налоги. Если на этом примере будет создан прецедент, то я не завидую всем менеджерам компаний с госучастием — все они моментально окажутся на крючке у следователей. Сделал оптовую скидку — нанес ущерб государству.

А если серьезно, государство как акционер изучило и утвердило результаты бухгалтерской отчетности «Аэрофлота» за 2011 год, поэтому говорить о каком-либо ущербе невозможно.

А брать за основу расчета «ущерба» письмо, в котором написано: «Мы хотим купить часть мест по $320 за билет» — бессмысленно. Это просто письмо, не накладывающее на отправителя никаких обязательств, не обеспечено ни задатком, ни гарантийным письмом. И ничто не помешало бы «Тез Тур» через неделю-две отказаться от заключения договора, как компания уже делала в предыдущие годы.

— А почему «Тез Тур» пыталась вам спутать карты?

— Не знаю. Могу только предположить, что их очень сильно об этом попросили.  Когда просят соответствующие люди, бывает очень сложно отказать.

— Какие люди? Вы подозреваете кого-то конкретно?

— Пытаюсь это сейчас выяснить. Судя по всему, это очень высокопоставленные сотрудники силовых структур.

— А что вы думаете по поводу судебных перспектив?

— По мнению моего адвоката, судебные перспективы отсутствуют. Но с одной оговоркой: в рамках правового поля. То есть если не будет правового беспредела, то дело развалится, оно — пустышка.

— Значит, конечной целью недоброжелателей является смещение вас с места?

— На мой взгляд, тут скорее не точечный удар по мне, а дестабилизирующий удар по компании.

— И кому же может быть выгодно это уголовное дело?

— Вольных или невольных бенефициаров этой истории может быть несколько. Хотя наибольший «бонус» получит, на мой взгляд, «Трансаэро». За три года «Аэрофлот» стал серьезным игроком на дальнемагистральных туристических направлениях, сильно потеснив монопольно царствовавшую в этом сегменте «Трансаэро».

— У вас есть доказательства этого?

— Пока это исключительно мои предположения.

Комментарии
Прямой эфир