В Большом театре обидели прима-балерину Светлану Захарову

Последняя премьера 237-го сезона Большого театра омрачилась скандалом. От участия в балете «Онегин» (12–21 июля) отказалась прима-балерина Светлана Захарова. Народная артистка России, лауреат государственной премии РФ должна была исполнить роль Татьяны Лариной.
По словам пожелавшего сохранить анонимность источника «Известий», после объявления очередности составов (всего их шесть, г-жа Захарова и ее партнер Дэвид Холберг попали во второй), балерина демонстративно покинула репетиционный зал. В этот же день с ее личного сайта исчезло объявление об участии в «Онегине» в Большом театре.
Согласно источнику, танцовщица официально отказалась от участия в постановке, однако на сайте ГАБТа тем не менее выложили составы всех спектаклей, где Захарова и Холберг значились 13 и 17 июля.
Пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова подтвердила «Известиям», что Светлана Захарова приняла решение не участвовать в «Онегине».
— Ее решение не принимать участие в премьерных спектаклях мне комментировать трудно. Могу предположить, что это вызвано ее несогласием с теми составами, на которых настаивали постановщики, — сказала г-жа Новикова.
Вместе с тем источник «Известий» в ГАБТе отметил, что если бы дело было в решении постановщиков, балерина, «известная уважительным отношением к коллегам», с ним бы согласилась.
Однако, по словам собеседника издания, балерина полагает, что художественные интересы в данном случае не главные, а постановщики поддались давлению руководства балета, пожелавшему видеть в первом составе других танцовщиков, «в данный момент особенно активно раскручиваемых».
В первый состав «Онегина», утвержденный фондом Крэнко, вошли Ольга Смирнова (Татьяна), Владислав Лантратов (Онегин), Семен Чудин (Ленский), Анна Тихомирова (Ольга).
Сама Светлана Захарова для комментариев сейчас недоступна — ее телефон выключен.
Пресс-атташе ГАБТа Катерина Новикова также отметила, что «возможности получить ее ответ нет».
Педагог-репетитор Светланы Захаровой в ГАБТе, народная артистка СССР Людмила Семеняка на вопрос, где в данный момент находится ее ученица, ответила: «По всем вопросам обращайтесь в театр».
Председатель худсовета Большого балета Борис Акимов сообщил, что был в отъезде и узнал об этой новости «только что». Однако несмотря на официальное заявление г-жи Захаровой и исчезновение ее фамилии из списка составов, он намерен дождаться вечерней репетиции.
— Я должен сам убедиться, что она не придет, — заявил г-н Акимов.
Российскую судьбу балетного переложения «энциклопедии русской жизни» от Джона Крэнко нельзя назвать счастливой. Когда Штутгартский балет в 1972 году впервые привез этот спектакль на гастроли, публика в зале смеялась, а отечественные специалисты осудили «Онегина» за развесистую клюкву. Отмечались, в частности, гости в косоворотках на балу у Лариной и странное участие дам — Татьяны и Ольги — в сцене дуэли.
Недружелюбный прием, очевидно, расстроил владельцев спектакля, и последующие попытки россиян поставить его у себя наталкивались на сопротивление.
На несговорчивый фонд Крэнко, в частности, жаловался «Известиям» в бытность свою худруком Юрий Бурлака, отметивший, что «стоимость прав на спектакль в совокупности с гонорарами художников, авторов музыкальных аранжировок и прочих лиц, причастных к постановке, оказалась настолько высока, что Большому пришлось отказаться от этой затеи». У г-на Бурлаки даже сложилось впечатление, что представители фонда Крэнко «категорически не хотят, чтобы «Онегин» шел в России».
Его преемнику, Сергею Филину, удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Как рассказал худрук в интервью «Известиям» незадолго до кислотной атаки, он «занимался этим вопросом четыре года, общался с обладателями прав, убеждал, доказывал». В итоге, по словам худрука, ему «удалось главное — подружиться с людьми, которые отвечают за этот балет».
В число друзей г-на Филина, вероятно, вошел и худрук Штутгартского балета Рид Андерсон, который стал руководителем постановочной группы в Большом театре. В майском интервью «Известиям» он рассказал, что «подготовка к «Онегину» началась еще прошлым летом», но кастинг был проведен спустя несколько дней после нападения на худрука. В этом же интервью г-н Андерсон отметил, что «репетиции начались еще несколько недель назад», но без его участия.
Как сообщил «Известиям» один из исполнителей роли Онегина Руслан Скворцов, в Москву для проведения заключительной фазы репетиций г-н Андерсон должен был приехать еще неделю назад, но не приехал.
На вопрос о причинах его отсутствия ни пресс-служба фонда Крэнко, ни сам г-н Андерсон ответа не дали.
Однако в пресс-службе Штутгартского балета «Известиям» рассказали, что решение об очередности составов принял г-н Андерсон.
— По решению г-на Андерсона, премьеру будут танцевать Владислав Лантратов и Ольга Смирнова. Также просим обратить внимание, что очередность составов выбиралась не только из-за ведущей женской роли, но и из-за совокупности всех пяти главных ролей, — отметили в пресс-службе.
Г-н Андерсон еще вчера был уверен, что Светлана Захарова будет танцевать согласно намеченному расписанию. Однако сегодня, по словам сотрудника пресс-службы, он был информирован, что «г-жа Захарова покинула Москву и, по всей видимости, не сможет принимать участие в репетициях, необходимых для ее выхода в запланированных выступлениях».
Согласно сайту ГАБТа, Дэвид Холберг остался в постановке — он станцует 21 июля, его Татьяной будет Евгения Образцова.
Зрителям, полагавшим, что в первый день премьерного блока станцуют премьеры ГАБТа Светлана Захарова и Дэвид Холберг, а также тем, кто приобрел билеты, поверив составам с участием Захаровой, вывешенным на сайте ГАБТа уже после ее отказа, сдать свои билеты не удастся.
По правилам ГАБТа — кстати, противоречащим Закону РФ «О защите прав потребителей», — дирекция имеет право на замену артиста, а билеты можно вернуть театру только в случае отмены или переноса спектакля.