В ночь на 3 июля самолёт с президентом Боливии Эво Моралесом, находившийся в полёте уже 3,5 часа, вынужден был приземлиться в Вене, Австрия, куда Эво Моралес не направлялся. Моралес летел от нас, из Москвы, домой в Боливию.
Дело в том, что власти Франции и Португалии внезапно отказали воздушному судну с президентом на борту в праве пролета над их территориями. Пришлось сесть в Вене на дозаправку. И определение дальнейшего маршрута.
В Вене австрийцы пытались обыскать самолёт Моралеса. По одним сообщениям СМИ, таки обыскали, по другим, президент Моралес не позволил этого сделать. Пока самолёт заправляли, а австрийцы связывались со своими европейскими коллегами, Эво Моралес проследовал в зал ожидания венского аэропорта.
С президентами так поступать не принято. Так поступают с контрабандистами и наркоторговцами. Это их самолёты сажают.
По сведениям властей Франции и Португалии, на борту самолёта мог находиться Эдвард Сноуден, молодой человек, сотрудник ЦРУ, а в последние годы — Агентства национальной безопасности.
Сноуден заявлен Соединёнными Штатами предателем национальных интересов и последнюю неделю находится в аэропорту Шереметьево. Как мы знаем, он прилетел из Гонконга и пытается найти страну, которая готова предоставить ему политическое убежище.
Предательство национальных интересов заключается в том, что Сноуден сделал достоянием мировой общественности массивные прослушивания Агенством национальной безопасности США телефонных разговоров дипломатических миссий западноевропейских стран. В том числе и дипмиссии Франции.
Франсуа Олланд, французский президент, узнав о систематическом прослушивании своих дипломатов, горячо по-латински фыркнул, назначил расследование и отказался на время от переговоров с Соединёнными Штатами, намеченных на эту неделю. Но вот посмотрите, собачья привычка прижиматься к ноге господина, Соединённых Штатов, всё-таки заставила Францию пойти на необычный, грубо нарушающий международные нормы шаг, отказать в пролёте над страной президенту суверенной страны Боливии, подозревая, что тот нелегально провозит из России Сноудена, между прочим, вступившегося за интересы Франции.
Ну, португальцы кругом зависимы и переживают кризис за кризисом, так что стремление выслужиться перед Вашингтоном у них — естественный рефлекс, что с них взять.
Тут появляется среди стран — действующих лиц ещё и Испания.
Испания было согласилась разрешить самолёту президента Боливии пролететь над своей территорией. Однако, получив сведения, что самолёт в Вене не досматривали, Испания поставила условием досмотр воздушного судна президента в испанском аэропорту.
Эво Моралес по крови — индеец аймара. Он первый за 400 лет чистокровный индеец, руководящий Боливией.
Гордый индеец президент отказался от унизительного осмотра в Испании.
Потому ему пришлось просидеть в зале ожидания венского аэропорта чуть ли не 10 часов.
К нему пробились несколько журналистов, и он пояснил, что в Москве со Сноуденом не встречался, что был в Москве с государственным визитом и что поведение европейских стран возмутительно.
Постоянный представитель Боливии в ООН Саша Лоренти назвал запрет на пролёт самолёта президента его страны Эво Моралеса в воздушном пространстве Франции, Португалии и Испании «актом агрессии».
Он сказал, что указания поступили из Вашингтоны, но названные страны нарушили иммунитет президента Боливии, подвергнув его жизнь риску.
«Огромным оскорблением» назвал произошедшее глава МИД Эквадора Рикардо Патиньо.
Я полностью согласен с министром Эквадора.
Десятилетиями наблюдая за международными отношениями, я не припомню такого возмутительного случая. Президенты суверенных стран имеют международный иммунитет, и президентский иммунитет неуклонно до сих пор соблюдался странами — членами ООН.
По-видимому, пришли какие-то новые беззаконные времена, а мы и не заметили.
Рабское лакейство западных стран перед США просто вызывает презрение.
Союз латиноамериканских стран (UNASUR) проведёт экстренную встречу по поводу инцидента с самолётом президента Боливии. В UNASUR входят 17 государств, и все они разгневаны.
Ей-богу, раболепные подлецы эти европейцы!