Туристическим автобусам предложили присваивать звезды

Столичные власти намерены ранжировать туристический транспорт, введя «звездную» систему классификации по аналогии с гостиницами, сообщил «Известиям» зампред комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности Иван Новицкий. Четырех- и пятизвездочные автобусы должны быть оснащены кондиционерами, туалетами, бойлером и иметь удобные откидывающиеся кресла. Кроме того, предполагается заранее согласовывать маршруты движения автобусов и количество транспортных средств на определенном участке, а также места, где они имеют право останавливаться.
По словам Новицкого, четко прописанная нормативная база позволит привлечь больше инвесторов в развитие индустрии туризма столицы. Требования к туристическому транспорту могут быть включены в проект закона «О туристской деятельности» либо выйти отдельным постановлением правительства Москвы.
— Цель введения обязательной аттестации водителей — привлечь в эту область профессиональные кадры, избавиться от нелегалов, — пояснил Новицкий. — А «звездная» классификация транспортных средств поможет туристам заранее понять, какого уровня комфорта тот или иной автобус.
Новицкий добавил, что специальные стоянки для туравтобусов урегулируют ситуацию с беспорядочной парковкой в центре города. По его словам, сейчас многие водители автобусов останавливаются там, где это запрещено, под предлогом ожидания туристической группы.
Отметим, что до конца года в Москве откроют 14 площадок для стоянок автобусов, в том числе на площади Новодевичьего монастыря, у МГУ, на 1-й Тверской-Ямской и у Казанского вокзала. Предполагается, что парковка на стоянках внутри Бульварного кольца для туристического транспорта будет бесплатной. На площадках предлагается установить специальные знаки, а маршруты движения и количество курсирующих средств предлагается согласовывать.
Почетный президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Иожеф Шнайдген уверен, что до тех пор, пока законодательно не будет указано, какой транспорт является туристическим, официально утвердить какой-либо опознавательный знак на парковках нельзя.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко полагает, что специальные стоянки для автобусов необходимы в наиболее популярных среди туристов местах.
— В отдельных точках центра, например, на Варварке или возле Васильевского спуска, туравтобусы создают проблемы для автомобилистов, — говорит эксперт. — В этих районах стоянки разгрузят транспортный поток. Согласованные маршруты, скорее всего, будут состоять из участков между такими парковками, то есть автобусы будут двигаться от одной точки к другой.
По словам Трофименко, разрабатывать туристические маршруты нужно с помощью транспортной модели — компьютерной программы.
— Учитывая сложную транспортную ситуацию в Москве, сложно успеть провезти туристов по нескольким интересным для них местам, — считает эксперт. — Программа поможет проложить наиболее выгодный путь, например, от Парка Победы к Красной площади и к смотровой площадке МГУ на Воробьевых горах.
Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников полагает, что стоянки для туравтобусов необходимы, но могут возникнуть трудности с определением, какой именно автобус является туристическим.
— Такого понятия, как туристический транспорт, на сегодняшний день в законодательстве не существует, он подпадает под определение «перевозки по заказу», — говорит эксперт. — Это вопросы федерального законодательства, у Мосгордумы, скорее всего, возникнут сложности с выделением туравтобусов в отдельную категорию.
В то же время эксперт полагает, что парковки стоит не просто обозначить, но и оборудовать, в том числе шлагбаумами и широкими парковочными карманами.
— Многие регулярные рейсы сейчас осуществляются под видом туристических перевозок, так как этот вид деятельности не требует лицензирования, — поясняет он. — Поэтому важно выделить места для туравтобусов и в то же время не позволить легально парковаться тем, кто осуществляет регулярные перевозки.
По словам Свешникова, сложно установить единые требования к уровню комфорта туристического транспорта. Если речь идет о междугородних перевозках — нужны кондиционер, туалет, телевизор, мягкие сиденья, а если о поездках по городу — это всё необязательно. Зато по городу могут курсировать автобусы с открытым вторым этажом, как в европейских столицах.
— Что касается аттестации водителей, нужно понять, какими особенными знаниями и навыками они должны обладать, и создать орган, который будет проводить аттестацию. Человек имеет право управлять автобусом, если у него есть квалификация D. Туристическая фирма не наймет человека, который плохо знает город или плохо говорит по-русски. Любые ограничения и барьеры могут создать потенциальное поле для коррупции, — резюмировал эксперт.