Журфак МГУ закрыл заочное отделение

Факультет журналистики МГУ больше не набирает студентов на заочную форму обучения. Об этом «Известиям» сообщили на журфаке.
В 2013 году на дневное отделение факультета смогут поступить 186 и 72 абитуриента (бюджетные и контрактные места соответственно), на вечернее — 47 и 70 человек. Заочников на журфаке больше не будет, однако студенты, которые поступили на это отделение в предыдущие годы, смогут завершить свое образование.
— Советский формат заочного обучения, во всяком случае в МГУ, себя исчерпал: работающие журналисты из глубинки, на которых он был рассчитан, в Москву не едут, а учатся близко к месту жительства и работы, — пояснили в пресс-службе журфака МГУ. — В настоящее время в России около 150 кафедр и факультетов реализуют программы журналистского образования. Это существенно больше, чем в прошлые годы, когда, кроме Москвы и еще нескольких крупных городов, получить журналистское образование было негде.
При этом деканат факультета попросил руководство университета увеличить количество бюджетных мест в магистратуре — вместо 10 их должно стать 25.
Еще одна причина, по которой журфак отказался от заочной формы обучения, — качество образования.
— Факультет должен больше думать о подготовке высококвалифицированных специалистов. К сожалению, этого не всегда возможно добиться на заочном отделении. Там на бюджетные места зачисляются выпускники с низким уровнем знаний, не прошедшие по конкурсу на дневное и вечернее отделения, — говорят в пресс-службе журфака.
Научный руководитель Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин назвал закрытие заочной формы обучения на журфаке логичным, но обидным.
— Такая форма образования имеет большую перспективу, но при условии развития дистанционных технологий обучения, как это делают во всех развитых странах, — рассуждает Фрумин.
По его словам, Россия — мировой лидер по количеству заочных студентов.
— Данная форма обучения дает больше возможностей и увеличивает доступность высшего образования. Но мы так и не научились обеспечивать здесь высокое качество, — констатирует эксперт.
Президент Фонда развития информационной политики Светлана Колесник, много лет проработавшая на журфаке МГУ, также полагает, что факультету следовало бы развивать дистанционную форму обучения.
— Есть технологии, которые позволят сделать это эффективно: Skype, электронная почта, видеоконференции. Проблема в том, что спрос есть, но предложение не сформировано — нет преподавателей, готовых работать в таком дистанционном режиме, — считает Колесник.
На журфаке признают, что нужно думать о новых форматах образования, но пока не готовы сказать, когда смогут предложить студентам онлайн-лекции.
От заочной формы обучения отказался целый ряд вузов. С 2012 года студентов журфака Казанского университета обучают только очно. Нет заочной аспирантуры или бакалавриата в НИУ ВШЭ, в магистратуре этого вуза заочники составляют менее 10%. Исак Фрумин объясняет это заботой о качестве образования.