Туристов пригласят отобедать домой к москвичам

Столичные власти рассчитывают наладить международный «культурно-кулинарный» обмен. Как рассказал «Известиям» заместитель и.о. руководителя департамента торговли и услуг Александр Иванов, разработанный ведомством проект концепции развития общественного питания предусматривает продвижение гастрономического туризма, в рамках которого, в частности, иностранцы могут сходить в гости на обед или ужин к москвичам, чтобы попробовать настоящую русскую кухню. Организацией проекта будут заниматься представители турбизнеса.
По словам Иванова, идея организации «домашних кулинарных туров» — лишь один из возможных вариантов развития гастрономического туризма.
— В первую очередь гастрономия — это качественная кухня, которую уже предлагают многие столичные рестораны. Но жизнь в мегаполисе предполагает, что всегда найдутся люди, готовые поддержать самые смелые идеи. Город не будет принимать участия в организации туров, однако к желающим развивать эту идею он отнесется благосклонно.
В ближайшее время в рамках проекта WowMoscow планируется запустить одноименное мобильное приложение, благодаря которому станет возможным заказать «гастрономический домашний тур». Приложение будет работать по принципу, аналогичному «сетям гостеприимства», которые позволяют найти ночлег в чужом городе (CouchSurfing, Hospitality Club и т.п.).
— Зарегистрировавшись на портале, пользователь выбирает необходимую ему услугу, например «Хочу попробовать русский борщ», — рассказала менеджер проекта Ирина Трипапина. — После запроса система подберет список подходящих предложений на эту тему. В числе возможных вариантов может быть мастер-класс «Приготовим борщ вместе», индивидуальные предложения «Научу готовить русский борщ за 1 тыс. рублей» или «Бесплатно накормлю борщом».
Подобрав для себя удобный вариант, желающий внутри портала связывается с местным жителем и договаривается о времени встречи, отметила менеджер проекта.
— Основной целевой аудиторией считаются туристы, но москвичи также активно могут пользоваться услугами портала и учиться готовить у своих сограждан, — сказала она. — Кроме того, существует возможность обмена кулинарным опытом: вы можете пригласить к себе итальянца при условии, что он приготовит для вас блюдо из собственной национальной кухни.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов считает, что нельзя ставить знак равенства между понятием «гастрономический тур» и его «любительским» вариантом.
— Для большинства «гастрономический тур» ассоциируется с походом в ресторан, а не с домашними посиделками. В ресторане особая атмосфера: смена блюд, возможность пообщаться с шеф-поваром, — сказал он.
По мнению Прасова, при организации домашнего тура невозможно предоставить полную гарантию качества продуктов и приготовленных из них блюд.
— Рестораны работают со специализированными поставщиками продуктов, которые проходят определенную сертификацию. В домашних же условиях человек покупает продукты исходя из собственных предпочтений. К тому же в домашних условиях также нет специального оборудования, которое упрощает или делает возможным приготовление некоторых блюд на профессиональной кухне, — добавляет эксперт.
Ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев считает, что появление «домашних гастрономических туров» способствует расширению диапазона туристических услуг и будет также востребовано принимающей стороной.
— Мотивация у каждого из жителей столицы может быть разная: кому-то интересно пообщаться с новыми людьми, для кого-то это дополнительный заработок, а может, человек просто очень хорошо готовит и любит, когда его хвалят.
Однако, по мнению Гордеева, организаторы проекта должны нести ответственность за тех людей, которые будут предлагать свои услуги. До запуска приложения, по словам эксперта, необходимо выделить группу людей, которая ознакомится с претендентами на роль хлебосольных хозяев.
— Для дальнейшего развития и контроля системы можно ввести программу отзывов и рейтингов, благодаря чему у туриста будет возможность узнать подробности предстоящего ужина в русской семье.
По словам Гордеева, группа, отвечающая за принимающую сторону, периодически должна мониторить отзывы и, возможно, даже посещать квартиры, чтобы убедиться в их удобстве для приема гостей.