Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ узнали о намерении Израиля направить делегацию на переговоры по Газе в Катар
Общество
Движение автотранспорта по Крымскому мосту возобновили
Общество
СК возбудил уголовное дело по факту нападения на журналиста РЕН ТВ
Мир
Пушков назвал слова Рютте о КНР и РФ главной политической глупостью года
Общество
Бывший тренер БК ЦСКА Михаил Степанов умер в возрасте 82 лет
Общество
Возбуждено уголовное дело по факту обрушения балкона на жительницу Омска
Армия
Силы ПВО за пять часов уничтожили 48 беспилотников ВСУ над регионами России
Общество
Актер из сериала «Мухтар» Андрей Бордухаев умер в возрасте 49 лет
Мир
В ФРГ призвали восстановить «Северный поток» и наладить поставки газа из России
Общество
Директор крымского сафари-парка «Тайган» вернулся к работе после нападения льва
Спорт
Четыре россиянки вышли в четвертый круг Уимблдона
Мир
В Нидерландах намерены увеличить плату за муниципальное жилье для украинцев
Мир
СМИ указали на негативные последствия для Украины от военной помощи Норвегии
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропорту Пулково
Экономика
В России около 200 рейсов были задержаны в аэропортах из-за ограничений на вылет
Общество
Более 10 человек отравились едой во время тура по Гунибскому району Дагестана
Происшествия
Триатлонист Порфиров погиб во время соревнований в Москве
Мир
СМИ узнали о намерении Израиля направить делегацию на переговоры по Газе в Катар
Общество
Движение автотранспорта по Крымскому мосту возобновили
Общество
СК возбудил уголовное дело по факту нападения на журналиста РЕН ТВ
Мир
Пушков назвал слова Рютте о КНР и РФ главной политической глупостью года
Общество
Бывший тренер БК ЦСКА Михаил Степанов умер в возрасте 82 лет
Общество
Возбуждено уголовное дело по факту обрушения балкона на жительницу Омска
Армия
Силы ПВО за пять часов уничтожили 48 беспилотников ВСУ над регионами России
Общество
Актер из сериала «Мухтар» Андрей Бордухаев умер в возрасте 49 лет
Мир
В ФРГ призвали восстановить «Северный поток» и наладить поставки газа из России
Общество
Директор крымского сафари-парка «Тайган» вернулся к работе после нападения льва
Спорт
Четыре россиянки вышли в четвертый круг Уимблдона
Мир
В Нидерландах намерены увеличить плату за муниципальное жилье для украинцев
Мир
СМИ указали на негативные последствия для Украины от военной помощи Норвегии
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропорту Пулково
Экономика
В России около 200 рейсов были задержаны в аэропортах из-за ограничений на вылет
Общество
Более 10 человек отравились едой во время тура по Гунибскому району Дагестана
Происшествия
Триатлонист Порфиров погиб во время соревнований в Москве

Истребитель Т-50 избавили от кислородного голода

Новейший самолет пятого поколения оборудован уникальной системой для дыхания пилота
0
Истребитель Т-50 избавили от кислородного голода
Фото: Сергей Мамонтов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российский истребитель пятого поколения «Сухой Т-50» оборудовали безлимитной системой подачи кислорода в маску летчика. Он нужен для полетов на высоте свыше 4 км — без кислорода летчик начинает «засыпать» и теряет сознание. Во всех существующих строевых российских самолетах кислород подается из баллонов, которые рано или поздно заканчиваются. В Т-50 его вырабатывает из воздуха специальная система, разработанная научно-производственным предприятием «Звезда». 

— Кислород здесь продуцируется из воздуха, система отбирает его из компрессора двигателя и подает в дыхательную маску пилота. Время полета больше не зависит от запаса кислорода, и пилот может летать с несколькими дозаправками топливом, в отличие от существующих самолетов, где летчику всё время нужно смотреть, не кончился ли у него кислород раньше, чем горючее, — рассказал «Известиям» главный специалист НПП «Звезда» Михаил Дудник.

По его словам, кроме неограниченного количества кислорода система позволяет экономить полезную нагрузку боевой машины — вся установка по выработке кислорода весит около 30 кг, тогда как кислородные баллоны на два часа полета — 90 кг.

— Главным образом это важно для самолетов-истребителей, где всегда дефицит места и веса и где запасать кислород в большом количестве, как на больших бомбардировщиках, невозможно, — пояснил Дудник. 

По его словам, система разрабатывалась последние пять лет и сейчас установлена на четырех опытных самолетах Т-50, которые проходят испытания в Подмосковье. 

— Первые опытные Т-50, которые изготавливают в Комсомольске-на-Амуре, перелетали своим ходом, и им приходилось, конечно, заправляться топливом, но пополнять запасы кислорода не требовалось, — пояснил Дудник. 

Без кислорода не может обойтись ни один современный самолет — на высотах свыше 4 км дышать уже нечем. И если для пассажирского или транспортного самолета наличие громоздких баллонов на борту практически незаметно, то для истребителя, где рассчитывается каждый сантиметр и грамм, облегчение веса на 60 кг весьма существенно. 

На базе БКДУ для истребителя Т-50 создана аналогичная установка для учебно-боевых самолетов ВВС России Як-130, в этом году получат кислородную систему и палубные истребители МиГ-29К. Оценив преимущества таких систем, их уже заказали для своих истребителей Су-30 армии Алжира и Малайзии.

— На первых опытных Як-130 стояла обычная воздушная установка с баллонами, — вспоминает летчик-испытатель Роман Таскаев. — В 1999 году мы перегоняли такой Як-130 в Италию на завод Aermacchi. Кислород взяли, чтобы хватило на весь перелет, но из-за частичной разгерметизации баллонов его расход увеличился, и нам пришлось садиться на аэродром в Братиславе на дозаправку. С новой системой таких проблем в принципе быть не может.

В российской армии кислород пока традиционно «добывается» на земле. Этот процесс требует подготовленного персонала и сложного специального оборудования. При нарушении технологий велика вероятность взрыва.

— Сейчас в состав батальонов аэродромно-технического обеспечения входят кислорододобывающие автомобильные станции, — рассказал «Известиям» бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. — Для их обслуживания необходимы солдаты и сержанты, прошедшие шестимесячное обучение по этой специальности, а офицеры вообще учатся этому пять лет. Из-за высокой пожароопасности кислорода отбор на эти специальности идет очень строгий.

По словам Корнукова, новая кислородная система поможет сократить штат аэродромных служащих и увеличит эффективность применения истребителей на дальних расстояниях. Не будет проблем и на полевых аэродромах, где кислорододобывающего оборудования нет. 

Система бортовой кислорододобывающей станции под обозначением OBOGS есть и в американской армии — ею оборудованы самолеты пятого поколения F-22 и палубные истребители F-18. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности