Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
Песков сообщил о завершающей стадии подготовки визита Путина в Китай
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистру обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Новые голые

Журналист Евгения Пищикова — о том, можно ли говорить об «одичании» города
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На бульварной скамейке сидят двое молодых людей в шлепанцах и шортах, пьют пиво. Один из них снял майку — развалился, загорает. Томно. Летние деньки, как птицы заливаются лексусные гудки — самый центр, жар центра, Тверской бульвар. Рядом на детской площадке разговаривают дама злого возраста и девушка, прогуливающая ребенка. «Кошмар, что сталось с Москвой, — говорит дама, — сидят, как на волнорезе, как дикари! Вот жизнь настала — раньше бы я непременно замечание сделала, а сейчас не могу! Дадут мне бутылкой по голове, и весь разговор». «Нет, — отвечает приметливая девица, — этим делайте, эти не дадут. Они не как дикари сидят, а как в Европе сидят». «Почему?» — спрашивает дама. «Потому что на голом пантолеты от Burberry». Интересно поговорили москвички; недавно я эту беседу припомнила.

По Москве ходят голые и босые люди — в трусах, майках и вьетнамках; и этот новый тип босяков чрезвычайно раздражает общественность. О голых говорят и пишут. Г-н Медведев (профессор Высшей школы экономики) опубликовал в «Форбсе» материал «Сланцевая революция: почему россияне раздеваются на улицах» и высказал в материале рад гневных общих соображений: «Полуголые люди в центре Москвы не символ свободы, а признак эгоизма и распада публичного пространства»; «Теперь у нас на публике удобно материться, сплевывать, сорить и носить нижнее белье под видом верхней одежды. Или просто проветривать свое голое тело, нисколько не заботясь о реакции окружающих. Новые законы, борющиеся за чистоту нравственности, ничего не могут сделать с этой российской распущенностью». Но это я негодяйски таскаю горячие цитаты, опуская аргументацию; впрочем, именно температура статьи меня заинтересовала. Высок оказался градус неудовольствия. И столь же горячо общественное обсуждение темы.

Голыми в городе все участники разговора (а не счесть сетевых площадок, где идут перепалки по этому поводу) очень недовольны. Что говорят? «Голоногие, волосатые мужики даже и не понимают, как они противны для уважающих традиции и социальные нормы горожан»; «стало модно быть быдлом в бесформенных труселях», «главное для мажора, что бы ему было удобно; удобство — бог современного мира»; «города заполнены людьми в домашней одежде, это мода, занесенная гастарбайтерами»; «москвичи ходят распущенно, как дома», «ходят дикие люди в купальных шортах, как на курорте»; «Вспоминаю начало восьмидесятых. Москва, лето и я в шортах — один, кажется, на весь город (кроме детей). Будете смеяться, но на меня карикатуру нарисовали в стенгазете, как я в шортах зажигаю. Дикие люди!»

Если вы обратите внимание, каждая реплика комментаторов по смыслу противоположна предыдущей, совпадает только накал морализаторства. Кто такие новые голые? Это человек «из слободы», который шлепает по городу распущенно, ходит, «как дома»? Или это приезжий с философией «оторваться, потому что меня здесь никто не знает», то есть человек, который одет именно что принципиально не так, «как дома». Потому что существует ведь многажды описанный «феномен курорта», такой этический парадокс, завязанный на анонимности бесстыдства и радостях телесного освобождения «вдали от общины». Новый голый — это гопник и быдло, и гопником быть модно? Но по  центральным площадям наших городов ходят и полуголые гопники в бесформенных китайских трусах, и полуголые хипстеры в бесформенных китайских трусах, которые (трусы) куплены очень задорого. И мажорская распущенность юнца в пантолетах от Burberry более чем обдуманна; в одежной и поведенческой вольности они видят европейское начало, а вовсе не признаки одичания.

«Москве никогда не был свойственен этот beach style. На глазах всё дичает и зарастает бурьяном», — вздыхают дискутеры, но тут же возникает еще одна тема — пляж как символ рая. Уж 20 лет потребительская философия делает пляж символом эдема, награды, вершины пути, желанного причала — работай, менеджер, и если повезет, топ-топ, и доберешься до счастья — и будет тебе песок, солнце и купальный костюм. При чем же здесь бурьян? Beach style — это мечта о рае, а рай бурьяном не зарастает. Он зарастает асфоделями и гиацинтами. И наконец — кто  дик? Тот, кто в купальных штанах, или тот, кто рисует карикатуры на купальные штаны?

Так что совсем никому не понятно, что именно означают новые голые в Москве — одичание города или зарю либертарианства в городе, и что страшнее — введение повальной формы или торжество повальной бесформенности и т.д., зато очень понятно, на что похожи статьи и комментарии на эту тему.

Похожи на хорошую советскую газету, раздел «мораль и право». Вообще тон фейсбука — это тон советской газеты, когда главным публицистическим жанром был нравственный суд. Я вам хочу сказать — в России нужно долго жить. Поневоле умнеешь с возрастом. Хотя бы — тон негодования смиряешь, что уже признак кое-какого разума. Потому что река жизни с прекрасной вольной русской излучиной течет себе и проносит мимо тебя и тело твоего врага, и тело твоего друга, и все твои надежды на социальный прогресс. Позвольте, я просто приведу пример. «Произошел радикальный сдвиг в отношении русских к одежде в публичном пространстве. То, что раньше считалось допустимым в частном обиходе, в рамках квартиры: семейные трусы и майка-алкоголичка на муже, комбинация на жене, едва прикрытая халатиком, а то и без него — явилось в общественное пространство», — пишет г-н Медведев. Ужас. Новость-то какая. А вот выдержка из вполне знаменитой статьи «Комсомольской правды» «Какой ширины шить брюки» (с подзаголовком «Надо спорить!») от 5 октября 1958 года: «Безвкусица, а порой и пошлость у нас распространяются в широком масштабе, так сказать, официально. В Киеве на Крещатике в витрине центрального универмага тысячам людей на обозрение и в пример изображена гостиная, в которой позируют два манекена. По замыслу устроителей витрина должна нам демонстрировать идеал домашнего уюта «культурной», «современной» семьи. На глазах у киевлян сидит за чашкой чая этакий хлыщ с претенциозной прической в самой что ни на есть ночной пижаме, да еще  читает…. «Правду Украины»! Естественно, прохожие смотрят и возмущаются! А стоило бы возмутиться комсомольским работникам Киева! У нас почему-то считается допустимым ходить по перронам вокзалов и по улицам курортных городов в полосатых ночных пижамах. В Сочи, например, с полосатыми пижамами на улицах ведет войну милиция и бригадмильцы, а ведь с таким бескультурьем, с таким неуважением к окружающим должна воевать вся общественность!»

Можно сказать, и дожили мы до золотого века. С полосатыми курортными штанами воюет вся фейсбуковская общественность.

Комментарии
Прямой эфир