Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Небензя назвал членство Палестины в ООН условием разрешения ближневосточного конфликта
Экономика
Иран и РФ прорабатывают запуск платежей в цифровых валютах ЦБ
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Армия
СМИ сообщили о разгроме «Искандером» двух установок HIMARS ВСУ
Спорт
Россиянка Андреева уступила Соболенко в четвертьфинале теннисного турнира в Мадриде
Мир
Минфин США объявил о новом пакете антироссийских санкций
Происшествия
В баре в Архангельской области посетителя избили и облили кипятком
Мир
Археологи обнаружили пять скелетов под «Волчьим логовом» Геринга в Польше
Стиль
Первый трудовой договор принцессы Дианы продали на аукционе за £8,5 тыс.
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Мир
Reuters сообщило о давлении США и союзников на ОАЭ из-за торговых связей с РФ
Общество
Порочащие честь интернет-страницы предложили блокировать до суда
Мир
Кандидата в Европарламент от французской партии социалистов облили краской
Мир
Во Франции призвали прекратить поставки оружия ВСУ и начать переговоры
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Курской областью
Мир
Минздрав Грузии сообщил о восьми пострадавших на митинге в Тбилиси 1 мая
Общество
Синоптик спрогнозировал похолодание в Москве в начале мая

Ах ты, юность, без конца, без края…

Философ Сергей Роганов — о политических последствиях инфантилизма
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последнее время всё чаще можно слышать любопытный диагноз и российской политике, и обществу: инфантилизм. В западной психологии и социологии говорят о кидалтах — взрослых детях, или о синдроме Питера Пэна. Психофизиологические границы возраста сильно изменились особенно за последние полвека. Попробуйте теперь сказать 40-летнему слова, которые Порфирий Петрович обращает к себе в заключительном разговоре с 19-летним Родионом Раскольниковым: мол, у вас всё впереди, это мне за 40, я человек поконченный, вся жизнь прахом пошла. Братьям Карамазовым, от лица которых Федор Достоевский излагал свои философские взгляды, было 21, 24 и 28 лет. Поколения революции и Гражданской войны в Стране Советов даже и не подумали бы ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что достигли зрелости?» так, как ответила четверть современных американских граждан до 35 лет: «Затрудняюсь ответить».

Не зря их называют «поколением одиссеи»: поколением вечных скитаний, сомнений, неуверенности, а самое главное, поколением, которое совсем не спешит и не стремится взрослеть, предпринимать ответственные шаги и решения. Глобализация стирает национальные и культурные черты поколений разных стран, то же в полной мере относится и к российским гражданам, рожденным в 1983 году плюс-минус несколько лет. В период расцвета ЖЖ помню развернутую дискуссию, которая попала в топы и собрала сотни, тысячи комментариев: «Мы (30-летние) ко всему относимся, как к игре. Мы играем: в игры, в отношения, в работу. Но в первую очередь — в игры. Мы готовы просиживать ночи и уикенды напролет, играя за компом с друзьями… Нам чужды странные заморочки наших сверстников и даже людей младше нас, о том, какая у кого квартира, теща, скидка, пиджак, кто к кому ушел, отсидел, бросил, родил. Это всё так несущественно и неинтересно».

Впечатляющая картина, не правда ли? И очень знакомая ситуация, когда на площади и проспекты вышли российские кидалты — так, будто бы не доиграли или просто перепутали экраны мониторов и московские улицы. Собственно, и цели, и задачи, и методы решения проблем были примерно такими же, какие предложит любая компьютерная игра. В этом плане показательно, что термин «кидалт» появился еще в 1985 году(!) для характеристики 30-летних, которые продолжают увлекаться мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и дорогими гаджетами.

Возможно, западные социологи правы, когда предлагают отнимать от реального возраста 10 лет, чтобы получить действительный психофизиологических возраст. Да, теперь не только 40-летние, но и 50-летние всё еще «молодые люди», и, возможно это кому-то приятно и лестно, но что же остается для самой действительности? Не превращается ли она сама в какую-то непонятную, хоть, возможно, забавную для кого-то игру, когда всё, что происходит, не подпадает под серьезный анализ, то есть невозможно каким бы то ни  было образом прогнозировать результат деятельности тех или иных взрослых мальчиков и девочек? Потому что результат может быть только один — переход на другой уровень игры, но всего лишь игры, не более того. Игры, которую в случае неудачи всегда можно перезапустить и опять попытаться пройти трудный уровень. Не потому ли деятельность «креативно-недовольных» так трудно зафиксировать, что всё — сплошной Facebook, «каменты», маниакальное пристрастие к болтовне и бесцельному хождению из угла в угол, с площади на площадь. Конечно, не стоит обвинять именно эту активную часть нашего общества в поголовном инфантилизме, но просто именно кидалты на виду и черты, общие для всего поколения, так отчетливо заметны.

И если кто-то недоумевает или негодует по поводу отсутствия результатов деятельности тех или иных общественных групп, то не потому ли так происходит, что для этих молодых «пассионариев» важен не сам результат, а процесс игры? Все проблемы и особенности российской ментальности, традиций, архетипов воплощаются в тех или иных монстров: коррупционеры, бюрократы, воры и т.д., и задача только одна — уничтожить того или иного монстра, в глубине души сознавая, что это всего лишь воображаемое уничтожение и стоит только запустить по новой игру, как монстры появятся живые и невредимые.

Мы вошли в период, который с каждым днем, годом всё больше превращается в игру, поскольку 30-летние кидалты — самое многочисленное поколение современной истории России: на 1983 год пришелся пик рождаемости в СССР, который до сих пор не превзойден, рождаемость только снижалась. Превратится ли этот инфантильный период в целую эпоху детских игрушек и рассуждений, сказать трудно. Но уж что совершенно точно — прежние законы, методы и способы решения задач любого уровня сложности, увы, не работают.

Комментарии
Прямой эфир