Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин присвоил звание Героя России 100-летнему ветерану ВОВ Садыкову
Экономика
Власти могут упростить экспорт алмазов из России
Армия
Силы ПВО РФ сбили беспилотник в небе над Крымом
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Мир
МИД Киргизии призвал своих граждан временно воздержаться от поездок в РФ
Авто
Продажи автомобилей в РФ в январе–апреле 2024 года выросли на 71%
Мир
Ле Пен раскритиковала заявления Макрона о возможности отправки войск на Украину
Общество
Подозреваемого в нападении на девочку в Люберцах задержали
Общество
Путин наградил подростков, спасавших людей во время теракта в «Крокусе»
Общество
Полиция установила личность ударившего школьницу прохожего в Подмосковье
Мир
На Украине сообщили о бегстве уклонистов в Молдавию
Политика
В Совфеде обвинили Швейцарию в утрате нейтрального статуса
Культура
Жан Рено опубликует свой первый шпионский роман
Мир
Bloomberg сообщило об остановке торговых отношений Турции с Израилем
Экономика
Эксперт назвал заявления о серьезном повреждении энергосистемы Украины пропагандой
Общество
Суд продлил арест замглавы авиационной компании МЧС Матвеева
Общество
ФСБ задержала в ЛНР собиравшую сведения о ВС России гражданку Украины

Японцы покаялись и спели «Катюшу»

В Санкт-Петербургской Капелле имени Глинки состоялось выступление сводного японского хора и барабанной труппы «Вадацуми»
0
Японцы покаялись и спели «Катюшу»
Фото: Михаил Георгиевский
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Петербургская интеллигенция, не слишком избалованная мероприятиями в летнее межсезонье, отнеслось к событию с повышенным интересом. Во-первых, помощь коллективу в адаптации концертной программы к сцене Капеллы оказал Александр Сокуров. Режиссер, известный в первую очередь своими кинематографическими работами (в том числе на японскую тематику), но уже неоднократно проявлявший интерес к музыкальному театру и концертным постановкам. Во-вторых, весь проект готовился как принципиально некоммерческий. Билеты не продавались, вход — только по пригласительным, которые при этом  можно было получить бесплатно у администратора перед концертом. Даже музыканты — 250 (!) человек — прилетели и расселились за свой счет. Цель выступления э коллектива — не заработок, а искупление грехов своих предков и попытка привлечь внимание к современным мировым проблемам.

Японцы покаялись и спели «Катюшу»  В первом отделении никаких острых тем не поднималось и публика спокойно вкушала ожидаемую порцию японской музыкальной экзотики. В начале — три народные японские песни в исполнении хора,  затем — четыре эффектных композиции для барабанов (труппа «Вадацуми»), сопровождаемые выразительными криками, движениями и жонглированием палочками.

Главное произведение вечера — семичастную хоровую сюиту «Покаяние» композитора и дирижера Синитиро Икэбэ на тексты автора документального романа «Кухня дьявола» Сэйити Моримура, припасли для второго отделения. В нем специализировавшийся на детективах писатель еще в начале 1980-х рассказал прежде замалчивавшуюся историю отряда 731. 

Японцы покаялись и спели «Катюшу»  Этот отряд японской армии занимался разработкой бактериологического оружия и проводил эксперименты над пленными в период Второй мировой войны. Заключенных заражали инфекциями, подвергали обморожению, отрезали без наркоза конечности, а в конце концов убивали в газовых камерах. Сам Моримура сравнивает деяния отряда 731 с тем, что происходило в Освенциме. Писатель считает своей миссией и долгом совести ездить с собранным специально для этого хоровым коллективом по миру и исполнять сюиту, написанную Синитиро Икэбэ в 1984 году. Символично, что в хор (набиравшийся из добровольцев-любителей и до сих пор открытый для новых участников) входят представители всех префектур Японии. В прямом смысле — голос всего народа Японии. Официальное Токио, впрочем, эти акции игнорирует: руководство страны до сих пор избегает темы японских военных преступлений.

Японцы покаялись и спели «Катюшу»  Помимо осуждения прошлых деяний коллектив агитирует также за отказ от любых разработок в сфере ядерных технологий. Для японцев после катастрофы в Фукусиме это особенно актуально. Так что любое исполнение «Покаяния» — это и реквием, и просьба прощения, и жест примирения, и социальный манифест. Сочинение Синитиро Икэбэ действительно отлично подходит для этой цели: они броское, плакатное, эмоциональное и достаточно простое. 

На бис хор исполнил «Катюшу». Первые два куплета прозвучали на японском, третий — на русском, что не могло не покорить публику. Свой музыкальный ответ подготовила и российская сторона. Молодой композитор Мурад Кабардоков написал специально к этому событию пьесу для японского инструмента сё и классического струнного квартета.

Японцы покаялись и спели «Катюшу»  Инициатором этого акта выступил Александр Сокуров. Режиссер рассказал «Известиям», что однажды некий высокопоставленный японец подарил ему народный инструмент сё. И в процессе подготовки к концерту японского коллектива Сокуров попросил знакомого студента Санкт-Петербургской консерватории написать сочинение для этого инструмента. 

Помимо музыкального подарка Сокуров также предложил организовать видеопроекции. В первом отделении в вертикальном проеме между двумя люстрами на стене за сценой демонстрировались произведения классического японского изобразительного искусства, а звучание сюиты «Покаяние» во втором отделении сопровождалось кадрами японской хроники Второй мировой войны.

Японцы покаялись и спели «Катюшу»  После окончания концерта японцы во главе с Синитиро Икэбэ выстроились живым коридором вдоль лестницы до самого выхода из Капеллы и пожимали руки всем зрителям, благодаря их за внимание. Впечатляющее братание двух народов, между которыми из-за политических и территориальных разногласий до сих пор нет мирного договора.

Комментарии
Прямой эфир