Защита фильмов, претендующих на госсредства, завершилась конфликтом

В Минкультуры РФ завершилась очная
защита кинопроектов, претендующих на государственные субсидии. Мероприятие, принесшее его организаторам немало седых волос, а профессиональной среде — еще
как минимум несколько дней бурления и изобретение все новых, иногда весьма причудливых
теорий заговора. Увы, не на пустом месте.
Но сначала о хорошем. В
последний день, отведенный для презентаций авторских
и экспериментальных фильмов, собрались в основном действительно яркие проекты.
Происходи все это еще год назад, часть из них наверняка претендовала бы на поддержку
Фонда кино в разряде социально значимых. И действительно, без всяких кавычек и
перемигиваний фильмы о Чайковском, Маяковском, Первой мировой или о девочке, которая,
несмотря на тяжелое детство, сумела стать олимпийской чемпионкой по синхронному
плаванию, претендуют на социальную значимость. Но фонд, как известно, теперь
обязан поддерживать исключительно коммерчески перспективные проекты, а остальные столпились на
небольшой поляне Минкультуры.
— Только не говорите ни в
коем случае, что ваш фильм может стать интересен зрителям, — предупреждала я своих
друзей и знакомых, участвовавших в питчинге завершающего дня.
Многие из них совета не
послушали, и правильно сделали. Потому что в заключительный день, в отличие от
среды, когда распределялись субсидии на дебюты, старейшины экспертного совета уже не задавали выступавшим вопросы, очевидным подтекстом которых было: если рассчитываете на успех у зрителей,
в конкурсе Минкультуры вам делать нечего.
Впрочем, вопросов соискателям,
к их немалому удивлению, на этот раз вообще не задавали. И уже к 17.00 были заслушаны представления
всех проектов, и прессе пообещали, что через час на первый этаж спустится министр Владимир Мединский, сообщит результаты голосования и ответит на вопросы. Вместе с
журналистами министра ожидали многие из конкурсантов и экспертов.
Ждать пришлось не час, а
почти два, люди уже начали расходиться, но те, кто остался, сумели услышать
список победителей, что называется, из первых уст.
В этом списке оказались
«Левиафан» Андрея Звягинцева, «Маяковский» Александра Шейна, «Ночник» Валерии
Гай Германики, «Четыре сезона» Федора Бондарчука, Романа Прыгунова, Петра и
Константина Бусловых, «Спасение» Ивана Вырыпаева, «Русалочка» Игоря Сукачева,
«Две женщины» Веры Глаголевой, «Батальон смерти» Игоря Угольникова и Дмитрия
Месхиева — всего 12 названий из 30 представленных.
Не прошли конкурс, среди
прочих, проекты отца и сына Прошкиных (оба собираются снимать фильмы по
сценариям Юрия Арабова) и — что вызвало самое большое изумление экспертов — проект «Милый Ханс, дорогой Петр». Его представлял не только
автор сценария и режиссер Александр Миндадзе, но и известный немецкий продюсер
Хайно Декерт. Фильм, герой которого, инженер Ханс, приезжает из Германии в СССР в
командировку перед началом Великой Отечественной, находится в стадии предпродакшн,
уже проведен кастинг, основных
персонажей должны сыграть Евгений Миронов, Якоб Диль (брат знаменитого Аугуста
Диля из «Бесславных ублюдков») и Биргит Минхмайер — известная немецкая актриса, работавшая с Ханеке, Тыквером, Иштваном Сабо. Оператор — Олег Муту, тот, что
снимает все фильмы каннского лауреата Кристиана Мунджу.
Изумление по поводу отсутствия среди
победителей проекта Миндадзе привело к тому, что оставшиеся в здании Минкультуры
эксперты (более половины состава экспертного совета), переговорив между собой, обнаружили: все
они голосовали за «Милого Ханса...», то есть быть отвергнутым советом он никак не
мог.
На самом деле у совета лишь
рекомендательный голос (о чем, как попутно выяснилось, знали далеко не все
эксперты), и министерство имеет право перекраивать список по своему усмотрению.
Но в протоколе-то фигурирует формулировка «экспертный совет по игровому кино
принял следующие решения...». Именно ее и зачитал на брифинге министр.
Эксперты стали настаивать, чтобы г-н Мединский дал разъяснения. Но к этому моменту он вроде бы уже уехал из министерства. А руководители кинодепартамента Владислав Тельнов и Елена Лапина
пообещали сделать все возможное, чтобы проект Миндадзе все-таки получил
господдержку — через Фонд кино. Только после этого члены экспертного совета
согласились подписать протокол, включив туда свое особое мнение: о важности проекта Миндадзе и необходимости его поддержать. А также написали по этому поводу письмо Владимиру Мединскому.
Поскольку экспертный совет состоит в основном из продюсеров авторского кино,
которые сами регулярно получают господдержку и конечно же зависимы от министерства, этот акт профессиональной солидарности дорогого стоит.
Печальная ирония в том, что «Милый Ханс, дорогой Петр» изначально
и был поддержан именно Фондом кино, а затем, после расформирования международного
отдела этой организации, передан в Минкультуры. Перераспределение обязанностей
между структурами, управляющими российским кинематографом, привело к задержке
запуска фильма. А теперь он и вовсе под угрозой срыва. И самое неприятное: эта ситуация может рикошетом ударить по многим проектам российско-немецкой копродукции.
Как сказала «Известиям» Симона Бауманн, представитель German Films
(аналога Unifrance) в Восточной Европе, «за последние пять лет произошел
огромный сдвиг в области сотрудничества наших стран в кино. Помимо проекта
Миндадзе более десяти других находятся сейчас в разработке. «Милый Ханс...» уже получил
средства и от России, и от немецких фондов на предпродакшн. В международной
практике это означает, что он должен получить поддержку и на уровне производства. Если
этого сейчас не произойдет, немецкие фонды сильно задумаются, вкладываться ли
им в остальные проекты и стоит ли вообще иметь дело с вашей страной. Будет очень обидно, если вся огромная работа последних
лет пойдет насмарку и российско-германское сотрудничество в области кино окажется
замороженным».
Если оставить за скобками загадочную ситуацию с проектом Миндадзе и попытаться проанализировать, удачным ли оказался эксперимент
по очной защите, ответ будет: и да, и нет.
Да — потому что желание кинодепартамента сделать
процесс распределения денег открытым, прозрачным, публичным, интересным,
наконец — безусловно из разряда благих намерений. Нет — в числе прочего потому, что слово «питчинг» не просто намертво приклеилось к мероприятию — оно
отражает его суть. Между тем посредством питчингов, то есть презентаций, во
всем мире ищут партнеров на проекты, а отнюдь не государственное
финансирование.
Официально мероприятие в Минкультуры называлось
«очной формой защиты проекта», а полноценной эта форма может быть только в том случае,
если «судьи» читали каждый сценарий из тех, что презентуются в финале.
Вал сценариев, поступающих в министерство
на конкурс, разделяется на части и раздается экспертам. Какие-то отсеиваются,
какие-то выходят в финал. Обязательной читки всеми экспертами сценариев из шорт-листа не предусмотрено: работа в совете общественная, нагрузка и так
большая, а эксперты, как правило, люди занятые. Вот и приходится при очной защите доверять
синопсису и выступлению режиссера с продюсером. А среди них далеко не все блистательные ораторы. Да и неправильно в этом случае сводить дело к
соревнованию в красноречии.
Возможно, в финале экспертам имело бы смысл
разделиться на группы: кто-то отвечает за дебютные проекты, кто-то — за
детские, кто-то — за авторские. Тогда шорт-лист для каждого будет
состоять не из 70–80 сценариев, а из 20–30, прочесть которые — реальная задача.
Учитывая ситуацию с «Милым Хансом...»,
стоит вновь выделить копродукцию в отдельный блок и оценивать эти проекты в
том числе и по уровню иностранного участия.