Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

В Мариинском театре завелась колоратурная блоха

На мировой премьере «Левши» Родиона Щедрина пели все — от императоров до насекомых
0
В Мариинском театре завелась колоратурная блоха
Фото: Наташа Разина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В золотом фонде потенциальных оперных либретто стало одним текстом меньше: Родион Щедрин забрал себе «Левшу», продолжив освоение литературных сокровищ своего любимого русского автора.

Премьера завершила трехмесячную инаугурационную сессию Мариинки-2, к открытию которой и была заказана масштабная партитура. И Валерий Гергиев, и автор уже объявили оперу сочинением итоговым. На самом деле все наоборот: «Левша» не подводит черту, а поддерживает тусклый огонь в очаге оперной традиции — той самой, которая естественным путем привела от Монтеверди к Бергу, Прокофьеву и Шостаковичу. Щедрин сейчас единственный в России, кто не отключает эту старорежимную традицию от системы жизнеобеспечения.

В «Левше» явственно проступают оперные матрицы не только самого Родиона Константиновича (русский фольклор, по-гоголевски заостренные характеры) и его старших коллег по Союзу советских композиторов, но и отца-основателя русской музыки Михаила Ивановича Глинки. Основа драматургии «Левши» — противопоставление двух «лагерей», завещанное «Жизнью за царя»: там супротив русских были поляки, здесь англичане. Причем в полном соответствии с традицией русский народ поет, а английский танцует: наши действуют головой, басурмане — ногами.

В Мариинском театре завелась колоратурная блоха

В «Левше» вообще немало патриотизма, в том числе и злободневного. Два брата-государя — Александр и Николай Первые — живо напоминают двух последних российских президентов: один западник, другой славянофил, один увлечен аглицкими инновациями, другой доверяет своим тульским оружейникам. Прав, конечно, второй.

Достались Щедрину в наследство и свойственные русскому оперному эпосу проблемы с любовной линией. Композитор ввел в «Левшу» несколько женских персонажей и даже написал обольстительно-красивую амурную сцену, но все же love story осталась заплаткой на кафтане лесковской повести. Не Щедрин виноват — у тульского мастера с любовью не ладится; умирая на грязном больничном полу, он слышит ласковую колыбельную своей единственной «суженой» — той самой аглицкой блохи (колоратурное сопрано Кристина Алиева), которая есть его вдохновение и смысл жизни. Этот истинно оперный финал — пожалуй, лучшая находка Щедрина в «Левше».

В Мариинском театре завелась колоратурная блоха

Есть еще несколько эпизодов, которые нравятся сразу и всерьез: таковы скоростная ковка (по Щедрину — «куйка») блохи и кульминационная, помещенная в точку золотого сечения сцена бури, в которой Гергиев смог раздуть меха своего оркестра.

Лучшие моменты не случайно связаны именно с оркестром: насладиться вокальным письмом мешает одна, но существенная загвоздка — до бесконечности затянутые композитором распевы. Дослушивание до конца каждой фразы, текст которой вы уже давно прочитали на дисплее с титрами (со сцены слов все равно не разобрать), превращается в мучение. Легкость и лаконизм лесковского языка исчезают без следа.

Нечеткая артикуляция — почти единственный упрек, который можно предъявить мариинскому оперному касту. В целом же Щедрину, безусловно, повезло: нигде в мире виртуозную русскоязычную оперу не смогли бы поставить лучше, чем здесь. Левша (Андрей Попов) — тенор с трогательным, почти юродиво-искренним голосом — был награжден заслуженным ревом зала. Но еще больше удивляла общая высокая планка качественного пения, ниже которой не опускались даже третьестепенные персонажи.

В Мариинском театре завелась колоратурная блоха

Постановка Алексея Степанюка и Александра Орлова, разумеется, демонстрирует мускулы новой сцены, что в ближайшие годы обречен делать любой спектакль в Мариинке-2. Ценнее то, что при этом режиссер и художник умудряются быть экономными. Так, русские снега не просто уступают место лондонским телефонным будкам, а, поднимаются наверх и автоматически становятся лондонским же смогом.

Поддержанная с одной стороны хрестоматийным сюжетом, с другой — удачной сценографией, музыка Щедрина вполне может претендовать на приличную кассу и довольно долгую жизнь в Мариинке. Главное — не слишком тянуть ее в статус национальной оперной классики — а то окаменеет.

Комментарии
Прямой эфир