МВД проверит автозаки на устойчивость к побегам

После участившихся побегов арестантов из новых моделей автозаков, которые МВД сейчас закупает для своих нужд, в ведомстве назначена их техническая экспертиза. В первую очередь специалисты будут искать в их конструкции технические недоработки. Полицейские не исключают, что проблемы связаны с люками на крыше автозаков, через которые сбегают арестанты. Производители автозаков отвергают подозрения МВД и говорят, что
конструкция люков здесь ни при чем, а сбежать из фургона можно, только
договорившись с конвоем.
Напомним, что 8 августа, среди белого дня, троим заключенным удалось покинуть автозак на 85-м км МКАД. Их перевозил конвой Щелковского ОМВД Подмосковья из местного ИВС в Зеленоград на специальном фургоне ГАЗ-3307. По предварительным данным, когда автозак попал в пробку на МКАД, арестанты Денис Пясецкий, Исо Курбоназари и Михаил Демочкин вскрыли крышку вентиляционного люка на крыше фургона, после чего спрыгнули на дорогу и убежали в соседнюю лесополосу.
Когда конвоиры заметили пропажу заключенных, прошло уже достаточно много времени. В районах около МКАД был объявлен план «Вулкан», и уже вечером 8 августа двое беглецов были задержаны. Третий арестант до сих пор находится в бегах.
Конвоиры, сопровождавшие задержанных, уже отстранены от
службы, в отношении их проводится служебная проверка.
Это был не единственный случай побега арестантов при перевозке
за последнюю неделю. Вечером 6 августа в подмосковном Егорьевске из
спецавтомобиля ГАЗ-3309, также отжав люк, сбежал 17-летний гражданин
Таджикистана, арестованный судом за кражу и грабеж.
Сразу после этих инцидентов МВД инициировало проверку действий конвоя и самой техники.
— Руководством МВД назначены технические экспертизы автозаков, в ходе которых будет сопоставляться конструкция различных узлов и деталей с нормативной и проектной базой, — рассказали «Известиям» в пресс-центре МВД.
Полицейские считают, что в последних модификациях автозаков могли быть
определенные проблемы с конструкцией люков на крыше, чем и
воспользовались арестанты. Источники «Известий» в МВД рассказали, что после первого побега арестанта в Егорьевске полицейские хотели даже заварить люки автозаков, но затем от этой идеи отказались.
— Люки на крыше автозака созданы для безопасности. В случае аварии или ДТП людей из фургона можно эвакуировать через них, — пояснил «Известиям» источник в МВД. — Другое дело, что в конструкции люков могли быть какие-то конструктивные или технологические недочеты — использовались слабые петли и замки, тонкий металл.
Производители автозаков считают подозрения МВД беспочвенными. Например, в нижегородской компании «Промавто», занимающейся производством и продажей спецтехники для пожарных, МЧС, полиции и других служб, «Известиям» рассказали, что никаких претензий к своей продукции они не получали и не видят для этого никаких оснований.
— В автозаках такого типа есть три потолочных люка, два из которых находятся в отсеках для заключенных — они открываются только снаружи и предназначены для эвакуации людей при ДТП. Еще один потолочный люк находится в отсеке конвоиров, его действительно можно открыть изнутри, — пояснили «Известиям» в компании «Промавто». — Таким образом, арестанты могли сбежать через люк конвоя, но для этого они должны были либо напасть на охранников, либо быть с ними в сговоре.
По словам представителя компании, в МВД существует очень жесткая система приема техники — автозаки тестируются службой собственной безопасности.
Напомним, что весной МВД объявило тендер на закупку до октября 2013 года 250 специальных автомобилей для
перевозки задержанных и арестованных. На эти цели потратят почти 520 млн рублей. Это современные модификации, в которых есть в том числе и биотуалеты.
Больше
всего МВД заинтересовано в «воронках» на шасси «автобусов особо малого
класса и малотоннажных фургонов». Речь идет о фургонах
типа «Газель» и «Газ» или их аналогах, которых закупят сразу 153 штуки.
Вместимость такого автомобиля должна составлять не менее 12 человек:
четверо заключенных в общей камере, трое — в одиночных, а также до пяти
человек конвоя.
Второй вариант автозака (73 штуки)
будет уже на основе небольшого грузовика грузоподъемностью до 4 т. В нем
имеется только одна одиночная камера. В общих камерах могут поместиться
до 18 человек. Конвой состоит из четырех человек — водитель в кабине и
три охранника непосредственно в конвойном помещении внутри салона.
Отдельно в комплектации прописано наличие биотуалета. Такая же новинка
предусмотрена и в самом большом автозаке. Количество задержанных в таких
машинах увеличивается до 27 человек. Именно эти автозаки использовались
для перевозки задержанных активистов во время
прошлогодних и недавних оппозиционных митингов в Москве.
Для конвоя предусмотрены полумягкие сиденья, в то время как для
спецконтингента — «жесткие сиденья со спинками». О кондиционерах речи
даже не идет, но в помещениях конвоя должны иметься жидкостные или
дизельные отопители. Система вентиляции также довольно простая —
«осуществляется через окно входной двери, аварийно-вентиляционный люк и —
принудительная — через приточно-вытяжной вентилятор».
Любопытно, что контракт на покупку автозаков явно был подготовлен
достаточно давно. На аукционных документах еще стоит фамилия
замначальника управления организации материально-технического
обеспечения департамента тыла МВД Сергея Горелика. Между тем, как
сообщали «Известия», некоторое время назад он был освобожден от
должности после скандала с закупкой программного обеспечения для
информатизации МВД по завышенным ценам. Многие контракты, подготовленные
еще при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, заключены так и не были, а
другие подверглись серьезной ревизии.